Как изменился российский рынок труда в кризис

Автор фото: Кульгун Андрей
Светлана Катаева, управляющий партнер AVRIO

Управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting Светлана Катаева о том, как изменился рынок труда в кризис.

Меня часто спрашивают, какие ключевые тренды в сфере привлечения и управления талантами заметны в этом году по сравнению с прошлым, как меняется рынок труда в кризисное время. Если бы стояла задача охарактеризовать изменения сферы одним ключевым словом, то я бы сказала так: 2013 год — вовлеченность, 2014–й — оптимизация, а 2015–й — эффективность. Тренд–2015 уже однозначно вырисовывается — бизнес больше не хочет мириться с неэффективными сотрудниками на всех уровнях, но особенно с руководителями. Более 80% наших проектов по подбору менеджеров высшего звена в этом году — это конфиденциальные проекты по замене неэффективных руководителей.
Второй тренд, тесно связанный с первым, — привлечение успешных российских кандидатов с опытом управления в международных компаниях на руководящие позиции в крупный российский бизнес. В связи с прошедшими сокращениями в ряде иностранных компаний, а также с уходом некоторых международных игроков с российского рынка высвободилось некоторое количество менеджеров высшего и среднего звена с хорошим управленческим бэкграундом. И если ранее эти кандидаты не очень охотно переходили на работу в российский бизнес, то сейчас ситуация изменилась. Российский бизнес значительно эволюционировал. Как сказал руководитель одной из российских компаний о нынешней ситуации: мы как спринтеры бежим дистанцию, и при этом нам еще делают операцию на сердце.
Конечно, большая часть российского бизнеса уже не бежит с одновременным операционным вмешательством, но многие российские компании идут быстрым шагом и осуществляют ручные настройки. Они не готовы просто копировать лучшие западные практики, как это делали раньше, теперь они уже могут адаптировать их с учетом специфики локального бизнеса. А это как раз то, что сейчас могут дать современному российскому бизнесу российские же кандидаты с опытом работы в международных компаниях. Особенно те, которые не боятся сложностей, умеют работать с сопротивлением и хотят получить новое масштабное поле для деятельности. Здесь мотивация таких кандидатов и потребности российских компаний полностью совпадают и дают хороший старт для успешной совместной работы.
Кризис — время как раз менять недостаточно эффективных управленцев. И если западный менеджмент чаще дает руководителям время для разгона и работы над ошибками, то российские компании выбирают другой путь — заменять руководителей на более эффективных. Благо рынок труда сейчас это позволяет сделать.