В Петербурге и Ленобласти откроют 100 магазинов "Семейный капитал"

Игорь Белоусов, председатель совета кооператива "Семейный капитал"

Кооператив "Семейный капитал" откроет 100 продуктовых магазинов площадью 50–55 м2 в Петербурге и Ленобласти. Вложения в расширение составят 500 тыс. рублей на одну точку. Окупить их предполагается за 4 месяца работы.

Магазины "Семейный капитал. Продукты" меняют формат: в течение года одноименная управляющая компания откроет 100 точек площадью 50–55 м2 в формате самообслуживания и превратится в сеть супермаркетов у дома.
"Наши магазины — это магазины продуктов ежедневного спроса, — говорит Игорь Белоусов, председатель совета кооператива "Семейный капитал", — поэтому, чтобы удовлетворять этот ежедневный спрос, мы открыли новое производство охлажденного мяса из собственных хозяйств, будем продавать его в вакууме, скоро добавим к нему рыбу из Ладоги, овощи, фрукты, консервы и салаты". Площади под магазины сеть арендует. Концепцию для переформатирования сети написал известный петербургский маркетолог и брендолог Сергей Славинский.

Опора на собственные силы

В июле УК "Семейный капитал" открыла производство на 2 тыс. м2, расположенных на бывших территориях завода "Петмол", вложив в проект 36 млн рублей. Оборудование для переработки продовольственного сырья закупили в лизинг.
Под реализацию продукции в августе–сентябре в городе откроется 20 магазинов. Вложения в расширение составят 500 тыс. рублей на одну точку, рассказала Наталия Верхова, генеральный директор УК, окупить их предполагается за 4 месяца работы. Сейчас в Петербурге работают 34 точки площадью 10–50 м2, принадлежащие кооперативу.
Сеть продает продукцию только собственного производства. В производстве не применяются консерванты и улучшители вкуса, поэтому сроки хранения очень короткие, а в магазинах — ограниченный ассортимент, и, как правило, в конце дня прилавки оказываются полупустыми.
Конкуренты часто говорят, что магазины "Семейного капитала" с таким ограниченным ассортиментом априори не могут быть рентабельны. Однако в компании утверждают, что сейчас оборот одной точки в среднем составляет 1 млн рублей в месяц, а в магазинах нового формата увеличится до 2 млн. Сейчас в ассортименте каждой точки 91 наименование продукции, а будет 120. "Расширяем линейку творожной продукции, — говорит Наталья Верхова, — добавим несколько позиций на основе адыгейского сыра. Сделаем линейку маложирных продуктов. Увеличим количество позиций кондитерских изделий: печенье на натуральном масле, сметане, топленом молоке".

Чем владеет

Кроме магазинов у "Семейного капитала" уже несколько лет работают в городе два завода под названием "Второе дыхание" по производству молочной продукции, а также колбасы, хлеба и кондитерских изделий. Здесь в основном перерабатывают сырье, привезенное из хозяйств Карелии, Ленинградской и Новгородской областей.
Капитализация ГК "Белоусов Групп", по оценке владельца, — не менее 3 млрд рублей. Основные активы холдинга — сельскохозяйственные. Это карельские ООО "Агрофирма "Тукса" (4,3 тыс. га, 547 голов дойного стада), завод и хозяйство в Медвежьегорске (3,2 тыс. га, 910 голов), молокозавод в Астрахани и молокозавод мощностью 16 т молока в сутки в Башкирии, купленный в декабре 2014 года за 100 млн рублей.

Альтернатива сетям

Собственная розница привлекает локальных производителей возможностью контролировать хранение и сбыт продукции, а также получить альтернативу жестким требованиям сетей.
Самая масштабная сеть (более 600 точек, из них около 300 в Петербурге и Ленобласти) у холдинга "Великолукский мясокомбинат" из Псковской области. Свои магазины открывает СХП "Лосево", мясокомбинат "Нейма" планирует делать сеть и открыл уже две точки.
"У нас 16 фирменных магазинов, соотношение оборота фирменной розницы и контрагентов — 50 / 50, и, даже расширяясь (планируется запуск еще трех магазинов в этом году), мы планируем сохранять эти пропорции", — говорит Валерия Иванова, специалист по развитию ГК "Лосево". По ее словам, после введения эмбарго сети пересмотрели условия работы и охотнее идут навстречу производителям.
Основная проблема при развитии собственных магазинов, по словам Валерии Ивановой, — дефицит подходящих помещений. "Найти места с хорошей проходимостью, доступной арендой и необходимыми мощностями непросто", — говорит она.
"Помещения сейчас найти не проблема, тем более что "Семейный капитал" работает в небольшом формате, но когда мы говорим о запуске 100 магазинов, то нужна четкая организация процессов и сплоченная работа команды", — подчеркивает Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

Горький опыт

Однако не всем игрокам удается поддерживать непрофильное направление. Так, в прошлом году отказался от розничного звена агропромышленный холдинг "Мираторг". В частности, в Петербурге холдинг закрыл 10 магазинов. Сократил свою розницу концерн "Детскосельский": в прошлом году сеть насчитывала 10 точек, а сейчас, по данным сайта компании, продолжают работу только два магазина в Пушкине и один в Шушарах.
В качестве возможных причин отказа от собственной розницы эксперты называют сложности управления непрофильным активом, а также проблемы с выбором мест под магазины.