Если сломан социальный лифт

Автор фото: Photoxpress

Высокие позиции России в международных рейтингах по употреблению алкоголя и наркотиков можно объяснить отсутствием любых возможностей для творческой самореализации, считает криминолог, профессор РГПУ им. Герцена Яков Гилинский.

Любой человек желает в чем–то самоутвердиться, особенно если он подросток, особенно когда молод. Я пожилой человек, но продолжаю самоутверждаться: пишу книги. Подросткам, за редким исключением, книги писать сложно, они, как правило, пробуют себя в другом…
У Роберта Мертона есть концепция двойной неудачи, согласно которой молодой человек в начале своего пути пытается самоутвердиться в некой общественно одобряемой творческой деятельности: в спорте, шоу–бизнесе, литературе, науке и технике. Если такой возможности у него нет или он оказывается неуспешным на выбранном поприще, он пробует себя в ином, менее легитимном деле, другими словами, исключенный может попытаться снискать удачу в преступном мире. То есть реализовать то, что психологи называют комплексом Герострата.
Что, по сути своей, сделал Герострат, которому тоже хотелось самоутвердиться? Не состоявшись как строитель или архитектор, он решил запечатлеть свое имя в анналах истории как имя сжегшего храм Артемиды. А вот когда случается и вторая неудача (далеко не все приспособлены для жизни и карьеры в криминальной среде) — тогда человек уходит. Он забывается с помощью алкоголя, наркотиков, азартных игр, а в ряде случаев и тотально, совершая самоубийство.
Любое творчество — это девиация, отклонение от нормального поведения, нарушение традиций и установок общества, существующего здесь и сейчас. Именно поэтому Сократ был приговорен к цикуте, а Джордано Бруно — к сожжению. По той же причине импрессионистам сначала не позволяли представлять свои работы широкой публике, а после того как они добились общественного признания, сами стали преследовать экспрессионистов.
Особенно в травле творческих людей преуспели тоталитарные режимы. Можно по–разному относиться к действиям "Пусси Райот", однако их преследование, на мой взгляд, было недопустимо. Еще Диоген предупреждал о людях похожего толка: "Я не сумасшедший, только мой ум не такой, как у вас". Томас Манн еще ближе подошел к пониманию сути любого творческого или интеллектуального прорыва, когда писал, что "…художник может стать сильнее отпущенного ему природой–богом, но для этого он должен совершить преступление против природы".
Преследование, запреты театральных постановок, опер, художественных выставок, литературных произведений в XXI веке — ошибка, которая хуже преступления… Давно уже выявлена корреляция, что чем больше государство поощряет стремление к самореализации у своих граждан, предоставляя им равные возможности для получения хорошего образования или мастерства, тем благополучнее само общество.
Естественно, даже в этом случае не все смогут пронести незамутненным свое сознание через фильтры социализации, большинство так или иначе продолжит свою жизнь в рамках офисов и цехов, однако создавая благотворные условия для культивирования талантов, государство способно повлиять на снижение уровня аномии, алкоголизма, наркопотребления, самоубийств наконец. Бессмысленно бороться с последствиями неправильной политики. Человек устроен так, как он устроен, и если он не сможет найти себя в бизнесе, науке, литературе или рекламе, он начнет искать себя в теневом мире или попытается заглушить свою внутреннюю боль доступными средствами. А если и они ему окажутся недоступными, решит проблему тотально…
Во многом высокие позиции России в международных рейтингах по употреблению алкоголя, наркотиков, совершению самоубийств можно объяснить именно отсутствием в нашей стране социальных лифтов, любых возможностей для творческой самореализации, малейшего потенциала для вертикальной мобильности. В кризис эти вопросы особенно актуальны.