Крупнейшего дорожного подрядчика ВАД не пустили на петербургский рынок госзаказа

Автор фото: Ковалев Петр

Конкурс на строительства обхода Красного Села за 3,1 млрд выиграла "АБЗ-Дорстрой". Помимо нее на заказ претендовали ЗАО "ВАД" и ЗАО "Буер". Начальная цена составляла 3 млрд 245 млн. Таким образом, крупнейшего дорожного подрядчика ВАД не пустили на петербургский рынок госзаказа.

Обход Красного Села за 3,1 млрд рублей построит "АБЗ-Дорстрой". Во вторник Дирекция транспортного строительства (подведомственна комитету по развитию транспортной инфраструктуры) назвала эту компанию победителем конкурса на второй этап строительства трассы в обход села. Главным соперником "АБЗ-Дорстрой" была компания ВАД ("Высококачественные автомобильные дороги"), крупнейший в России дорожный подрядчик.
Поскольку ВАД несколько лет не участвовал в конкурсах, которые объявлял Смольный, игроки рынка были уверены, что подрядчик подал заявку неспроста. Также на конкурс претендовало ЗАО "Буер". Таким образом, подрядчика федерального уровня ВАД не пустили на петербургский рынок госзаказа.
ВАД Валерия Абрамова и Виктора Перевалова входит в пятерку компаний, которые выполняют самый большой объем госзаказа в России. Портфель госзаказа ВАД по итогам 2014 года составил почти 80 млрд рублей. Сегодня ВАД стоит в одном ряду с такими компаниями, как "Трансмашхолдинг" и "Метровагонмаш" (совладельцы — Искандер Махмудов и Андрей Бокарев), "Мосэнерго" (совладелец Аркадий Ротенберг), "Трубные инновационные технологии" (владелец Иван Шабалов) и УСК "Мост", "Стройтрансгаз" и ИФСК АРКС (среди владельцев — Геннадий Тимченко).
Валерий Абрамов и Виктор Перевалов создали компанию в 1994 году и с тех пор владеют равными долями в ней. ВАД зарегистрирован в Петербурге. Изначально основным заказчиком компании была именно администрация Петербурга. ВАД строил кольцевую автодорогу (КАД) в Петербурге, трассу от Пулковского до Таллинского шоссе, ремонтировал Невский проспект, Приморское шоссе и десяток основных петербургских набережных. Со временем компания вышла на рынки Ленинградской области и Карелии, а затем и на рынки Калининградской, Архангельской, Вологодской и других областей. При этом она продолжала работать в Петербурге, но в последние годы перестала подавать заявки на какие-либо городские конкурсы. На условиях субподряда, по данным dp.ru, ВАД на городских объектах в последние годы тоже не работал.
Основным заказчиком ВАД в этот период стал Росавтодор и его региональные представительства. Так, в Петербурге и Ленобласти по заказу "Севзапуправтодора" сейчас ВАД работает на трассе "Скандинавия". Трассу расширяют, и общая стоимость этих работ оценивается в 100 млрд рублей, но и сроки их исполнения уходят далеко за 2020 год. Сейчас ВАД расширяет участок от 47-го до 65-го км трассы за 11,3 млрд рублей и будет получать деньги долями до 2019 года. Затем должны начаться работы на участке между Огоньками и Кирпичным за 18 млрд рублей, завершить строительство этого участка должны до 2022 года. Оставшиеся три участка: от 100-го до 134-го км, от 134-го до 160-го км и от 160-го до 203-го км. Самый крупный подряд ВАД 2014 года — реконструкция части дороги Петербург — Пустошка — Невель в Ленинградской области на 13,5 млрд рублей.
Поскольку владельцы ВАД придерживаются политики информационной закрытости и не общаются с журналистами, узнать об их намерениях и мотивации непросто. Когда компания по-английски ушла из конкурсов на петербургские дорожные работы, на рынке высказывались разные версии о причинах такого шага: от конфликта владельцев-миллиардеров с тогдашним строительным вице-губернатором Маратом Оганесяном и до элементарной финансовой непривлекательности заказов Смольного.
Месяц назад Игорь Албин уже заявлял, что его удивляет отсутствие ВАД среди дорожных подрядчиков в петербургских госзакупках. Также он отмечал, что Смольный будет рад видеть компанию на своих конкурсах. На фоне финансовых проблем и банкротств крупнейших городских подрядчиков — "Мостоотряда №19", "Мостостроя №6" и других фирм — возвращение ВАД и вовсе выглядит как спасение для городского дорожного госзаказа. Ведь кому-то нужно будет завершать брошенные многомиллиардные стройки, а средний и малый бизнес вряд ли способен на такие объемы работ.
При этом исполнение бюджета профильного комитета по развитию транспортной инфраструктуры сегодня далеко от идеального: бюджет был исполнен менее чем на 29% за первое полугодие. Справедливости ради нужно сказать, что показатель прошлых лет за первое полугодие был еще хуже. Но и 29% — далеко не идеальный результат. Исполнение бюджета буксует именно из-за проблем с подрядчиками, которые не укладываются в сроки, прописанные в контрактах.
Строительство всего обхода Красного Села оценивается в 7 млрд рублей. Его планировали завершить в 2017 году. Первые работы должны были стартовать уже в мае этого года. По данному подряду в следующем году строители получат почти 600 млн рублей, в 2017 году — 745 млн рублей, и, наконец, в 2018 году — 1,8 млрд рублей. Подрядчику предстоит построить участок от проспекта Ленина до Кингисеппского шоссе. В составе трассы запроектирован путепровод на две полосы движения через проспект Ленина. Общая протяженность автомобильного моста с подпорными стенами — 727 м, самого путепровода — 150 м, площадь — 9 250 м2. Строительство должно быть завершено не позднее 30 сентября 2018 года.
Сегодня основной поток машин через Красное Село движется по четырехполосному проспекту Ленина, поскольку это самая короткая дорога в сторону кольцевой автодороги (КАД) и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Проспект переходит в Красносельское шоссе, затем — в дорогу через Горелово.