Интернет-продажи обошли традиционную розницу

Автор фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

В то время как офлайн-продажи одежды, обуви, бытовой техники и электроники в России демонстрируют падение продаж, интернет-торговля показывает двузначный рост. Интернет притягивает к себе бережливых покупателей, создает у них ощущение рационального выбора, считают эксперты.

Существенное снижение среднего размера располагаемого дохода населения больше всего отразилось на одежных ретейлерах - у большинства традиционных магазинов одежды и обуви наблюдается падение продаж. Если в 2014 году этот рынок упал на 8%, то в 2015 году ожидается падение минимум на 20%. В то же время онлайн-рынок одежды и обуви в 2014 году в России вырос почти на 23%, а в 2015 году прогнозируется рост продаж на 30%.
"Продажи одежды через Интернет растут семимильными шагами по сравнению с традиционным ретейлом. Именно сейчас Интернет может привлечь к себе новых потребителей, так как на первый план выходит выгодность цены. Интернет притягивает к себе бережливых покупателей, создает у них ощущение рационального выбора", - говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
Опрошенные "ДП" продавцы интернет-магазинов, работающих в разных сегментах, отмечают по итогам первого полугодия 2015 года рост продаж более 20%.
Так, по словам генерального директора Wikimart Андрея Кленина, выручка от продаж в категории одежда и обувь по итогам полугодия выросла приблизительно на 20%. Какой рост продаж за полугодие в целом по компании, Андрей Кленин пока не готов сообщить, но отмечает, что лучше всего продавались мобильные телефоны, холодильники, стиральные машины, телевизоры, бассейны и детские товары - коляски, велосипеды, самокаты.
Продажи бытовой техники и электроники в Интернете, несмотря на затоваривание потребителями в конце 2014 года, также активно росли. Так, объем продаж "М.видео" через интернет-магазин вырос на 29% и составил 8,3 млрд рублей (с НДС). Лидерами продаж стали холодильники, cтиральные машины, ноутбуки, iPhone 6 (64 ГБ), а средний чек и при самовывозе, и при доставке на дом превысил 10 тыс. рублей, сообщила пресс-служба "М.видео".
Объем продаж на сайте сети "Техносила" в первом полугодии вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 2,45 млрд рублей (с НДС). Лидерами продаж стали стиральные машины, холодильники, телевизоры, встраиваемая бытовая техника и мобильные телефоны.
Трафик на " М.видео " в первом полугодии 2015 года вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а на сайте "Техносила" - на 59%.
"Начало 2015 года оказалось чрезвычайно сложным для всего рынка электроники, но это заставило нас быстрее меняться в направлении мультиканальной модели продаж со значительным акцентом на онлайн-сегмент. В первом полугодии этого года мы наблюдали уверенный рост в интернет-продажах, что позволило нам активно расширять ассортимент и вводить новые товарные категории. Так, во II квартале 2015 года мы начали успешно продавать детские и спортивные товары, увеличили ассортимент в категории DIY, а также ввели совершенно новое направление по продаже мебели", - говорит генеральный директор "Техносилы" Илья Тимченко.
Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что темпы роста продаж мировых лидеров офлайн-ретейла H&M и Inditex значительно ниже темпов роста крупнейших онлайн-ретейлеров Asos и YOOX. Так, если выручка H&M в 2014 году увеличилась на 20%, Inditex – на 12, то Asos и YOOX показали рост 49,3% и 28,3% соответственно.  
Кстати, на прошлой неделе в сегменте интернет-торговли произошло знаменательное событие: крупнейший в мире интернет-ретейлер Amazon, обогнав по капитализации Walmart, стал самой дорогой в мире торговой сетью, сообщил New York Post. Так, 23 июля на торгах Nasdaq капитализация Amazon увеличилась до $265 млрд, а капитализация Walmart составила на тот момент $234 млрд.
Сегодня традиционным одежным многобюджетным ретейлом руководит старшее поколение. "За всеми крупными модными брендами - лидерами традиционного ретейла стоят их создатели или руководители, люди 45 лет и старше", - говорит Анна Лебсак-Клейманс,подчеркивая, что таким бизнесменам привычны проверенные временем традиционные формы ведения бизнеса, комфортны традиционные формы ретейла и системного производства модных коллекций.
Эксперт считает, что для таких управленцев мир и привычки поколения Y - это интересный, загадочный, но чужой и неорганичный мир. Они могут его изучать, измерять и учитывать, но не могут его формировать и тем более им управлять. А новое поколение неизбежно приносит свои желания и новые стандарты в традиционные многолетние правила индустрии моды.
"Прежде всего отражением этих перемен является Интернет. Именно он - органичная среда обитания, общения и построения связей для поколения Y. Для более старших поколений "проживание жизни виртуально" - это гораздо менее привычный формат", - считает Анна Лебсак-Клейманс.
Так, например, каждый второй россиянин в возрасте 18-24 лет уже сделал покупки в Интернете. Но среди людей от 45 лет и старше менее 18% пробовали покупать виртуально, а среди людей старше 55 лет активных покупателей еще меньше - только 6% отважились на интернет-шопинг. Активность пользования Интернетом для покупок фактически обратно пропорциональна возрасту покупателей.