Как новое падение рубля скажется на ценах продуктов в магазинах

Автор фото: Курсков Евгений/ТАСС

Ослабление рубля по отношению к евро и доллару не разгонит цены на продукты в магазинах, уверены эксперты, а вот продажи импортных товаров могут пострадать.

Из–за падения цен на нефть доллар и евро после 4 месяцев относительной стабильности по отношению к рублю снова начали расти. Вчера доллар преодолел отметку 60 рублей, евро — 67 рублей. Для ретейла это означает активизацию противостояния с поставщиками, которое длится с конца прошлого года.

Держаться за свое

Аналитики не ожидают усиления продовольственной инфляции из–за ослабления рубля. "Цены на полках магазинов почти не отреагируют, даже если рубль продолжит в разумных пределах ослабевать от текущих уровней", — оптимистичен Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИК "ФИНАМ". Он напоминает, что по сравнению с декабрьскими максимумами рубль укрепился к бивалютной корзине более чем на 30%. Кроме того, российская экономика в значительной мере адаптировалась к ситуации на валютном рынке за счет изменения логистики и импортозамещения.
С этим согласны и представители торговли. "Говорить о прямой корреляции волатильности рубля и розничных цен нельзя, порядка 90% товаров в "ДИКСИ" произведены на отечественных предприятиях", — раскрывает цифры Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК "ДИКСИ". По ее данным, пока уведомлений от поставщиков о пересмотре цен в связи с новым ростом валют не было.
"Понятно, что ослабление рубля вызовет очередное повышение отпускных цен поставщиков, рост цен в общем–то и не прекращался", — говорит Михаил Ломоносов, коммерческий директор ТД "Интерторг". По его словам, у производителей продуктов уровень импортозамещения выше, чем в непищевых товарах, но и у них много сопутствующих затрат в валюте, например на упаковку.
Екатерина Куманина соглашается, что многие производства имеют в себестоимости валютную составляющую, так что дальнейшая динамика цен зависит от умения производителей управлять своими издержками. Сети, по ее словам, прикладывают максимум усилий, чтобы удерживать минимальные цены.

Нарастить запасы

Основные риски ретейла — повышение цен у импортеров, которое повлечет повышение розничных цен на одежду, обувь, автомобили и электронику, считают эксперты. В совокупности со снижением платежеспособности покупателей это может снизить продажи значительно.
"Для торговых сетей рост курса доллара будет означать рост затрат и последующий рост цен, причем цены на некоторые социально значимые товары регулируются принудительно, а значит, эти товары могут вообще на время исчезнуть из магазинов", — говорит Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо–Банка. По его мнению, единственная возможность для ретейлеров застраховаться от роста цен — это увеличить запасы на складах.
"Мы можем поддерживать старые цены на собственный импорт столько, сколько позволят наши складские запасы", — говорит Ярмо Паавилайнен, директор по ассортименту, снабжению, логистике и развитию финской сети супер- и гипермаркетов PRISMA. Насколько сильно подорожавший импорт повлияет на потребительскую корзину в итоге, зависит от того, какие альтернативные варианты более дешевых местных товаров будут предложены покупателю, считает он.