Договор ОСАГО будут заключать в день обращения клиента

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Александр Рюмин

Договор ОСАГО обяжут заключать в день обращения клиента, а тот сможет вести аудио- или видеозапись заключения договора. Это и другие новшества появятся в правилах для игроков рынка ОСАГО, которые уже утвердил РСА. Правила вступят в силу после согласования с ЦБ.

Сомнений в том, что Центробанк утвердит новые для страховщиков правила, практически нет, поскольку их разрабатывали в постоянном диалоге с регулятором, отмечается в заявлении РСА. После того как регулятор утвердит новую редакцию, правила оформления ОСАГО разошлют по страховым компаниям. Изменения должны навести порядок на рынке автомобильного страхования, который совсем недавно напугало ограничение лицензии для крупнейшего игрока — "Росгосстраха". "Нововведения позволят усилить контроль за предоставлением услуг страховщиками ОСАГО, повысят доступность полисов автогражданки", — отметил президент РСА Игорь Юргенс.
В правилах теперь прописана обязанность страховщика заключить договор ОСАГО в день обращения клиента. Исключение может составить лишь случай, когда автомобиль нужно осмотреть и это технически невозможно сделать в тот же день. В этом случае срок увеличивается до 5 дней. Кроме того, в правилах теперь будет указано, что представитель страховой компании обязан уведомить клиента, что тот не обязан покупать никаких дополнительных услуг.
Клиентам теперь обязаны будут рассказывать про коэффициент "бонус-малус" — основной фактор, влияющий на итоговую стоимость полиса ОСАГО. Он складывается из мощности двигателя, опыта водителя и длительности безаварийной езды. В новых правилах также прописан порядок перерасчета страховой премии, на случай если клиент решит изменить условия договора.
Страховые компании должны будут разместить в своих офисах внутренние документы, регламентирующие порядок и условия осмотра автомобиля, а также контактные данные ЦБ, по которым можно будет отправить жалобу. Сотрудники Банка России и РСА смогут лично контролировать сделки по договорам страхования в офисах компаний — речь, похоже, идет о выездных проверках. Для пущего соблюдения прав клиентов им теперь разрешили вести аудио- или видеозапись визита в страховую компанию, представители которой не имеют права ему мешать.
Для крупнейшего игрока рынка — "Росгосстраха" — в новых правилах нет ничего неожиданного, поскольку они основаны на предложениях компании, отметил директор петербургского филиала Игорь Лагуткин. "Мы уверены, что это позитивно отразится на рынке, сделает этот вид страхования более прозрачным и клиентоориентированным", — прокомментировал он изменения.
В целом позитивно отнеслись к нововведениям и в "АльфаСтраховании", также отметив важность повышения прозрачности рынка. Никаких сложностей у компании они не вызовут, поскольку контроль сервиса и без того был в приоритете, уверяет руководитель управления методологии обязательных видов страхования Денис Макаров. Он также надеется, что клиенты не будут злоупотреблять полученным правом на съемку. Простая фиксация, говорит представитель компании, процесс не осложнит. Однако в компании ждут большого числа троллей, которым полис не нужен в принципе.
О необходимости подкорректировать правила работы для страховых компаний ЦБ и РСА хором заговорили после восстановления лицензии на ОСАГО компании "Росгосстрах". К моменту ограничения лицензии, 26 мая, крупнейший игрок рынка ОСАГО продал 5,5 млн полисов с начала года. К этому дню в ЦБ с начала года получили 2,3 тыс. жалоб на страховую компанию, в том числе на некорректный расчет скидок за безаварийную езду и отказ в оформлении полисов.
Компанию восстановили в правах 8 июня после того, как совместно с ЦБ был разработан антикризисный план. Как говорили в компании, большая часть клиентов, которым необходимо было продлить страховку, предпочли подождать, нежели идти к другому страховщику — своих клиентов "Росгосстрах" практически не растерял.
Полугодовая статистика показала, что компания смогла нарастить сбор страховых премий почти на 50% — до 32,2 млрд рублей. Однако количество заключенных договоров все же снизилось на 1%. Тогда как ВСК, например, при увеличении договоров на 26% смогла нарастить сбор страховых премий на 86%. Получается, что рост премиальных заработков "Росгосстраха" произошел в основном из-за изменений базового тарифа ОСАГО. Изменения вступили в силу 12 апреля: базовый тариф вырос на 40%, коридор наценки — до 20%, в итоге фактическая индексация составила в некоторых случаях 60%.