Цветочный переполох

Россия запрещает ввоз цветов из Голландии. Петербургские продавцы тюльпанов и роз в растерянности.

Запрет на импорт срезанных цветов из Голландии, в которых проверяющие из Россельхознадзора обнаружили "карантинные организмы", взбудоражил петербургских цветочников. В структуре российского цветочного рынка импорт занимает 80%, и более 38% из них — цветы, выращенные в Нидерландах. В Петербург в прошлом году оттуда было импортировано, по данным Федеральной таможенной службы, 595 т срезанных цветов и бутонов (в том числе роз), что в денежном выражении составляет почти $8,7 млн.

Букет проблем

Городские продавцы цветов в растерянности: кто–то уповает на импорт из других стран, а кто–то срочно налаживает контакты с российскими производителями. В компании "Цветоптторг" сообщили, что для них уход голландского поставщица не страшен: остается импорт цветов из Эфиопии, Кении, из Турции (гвоздики), Израиля и Латинской Америки. В компании "Цветовик" от комментариев отказались, сославшись на то, что "пока ничего не ясно".
Владелец компании Nevabuket.ru Сергей Кириллов считает, что альтернативой поставкам из Голландии может стать прямой импорт из несанкционных стран, например Кении, Эквадора и Колумбии. "Но у нас пока нет прямых транспортных рейсов, и их появление под вопросом. Причина в наркотрафике: нередко цветы из Колумбии и Эквадора приходят вместе с кокаином, это вскрывается на таможне примерно раз в месяц. Если поставки цветов будут идти напрямую, такие случаи будут происходить еженедельно", — уверен предприниматель.
Дарья Дементьева, аналитик информационно–аналитической компании VVS, уверена, что из–за эмбарго цветочный бизнес не может умереть, но пострадает очень сильно. "Возможно, санкции подтолкнут российских производителей к расширению собственных производств и открытию новых. Спрогнозировать с уверенностью можно то, что стоимость срезанных цветов в России вырастет, возможно, в разы из–за возникшего дефицита", — говорит она.
Предположения экспертов о том, что прекращение поставок цветов из Голландии благотворно отразится на бизнесе одного из крупнейших под Петербургом производителей роз — розария "Новая Голландия" (22 млн штук в год), опроверг Алексей Антипов, совладелец предприятия и бывший владелец компании "Балтимор". По его данным, импорт роз из Голландии составлял всего 6–10%. "Никакого роста продаж у нас не будет. Из Голландии везли в основном герберы, хризантемы и немного роз. Если введут запрет на огурцы, от этого не увеличится объем продаж помидоров", — считает Алексей Антипов.
"У нас есть хозяйства, где еще некоторое время будут расти настоящие голландские розы — посаженные ранее кусты, — добавляет Сергей Кириллов. — Но, если к праздникам (23 февраля, 8 Марта) выход из ситуации не найдется, страну ждет цветочный дефицит. Жалко невест, которые заказывали пионовидные голландские розы. Общаться с расстроенными женщинами будет непросто".

Цветочное эмбарго

Информационные агентства сообщают, что Россельхознадзор рассмотрит вопрос о приостановке ввоза цветов также из Германии, Италии, Польши, Эстонии, Латвии и Литвы. Если это произойдет, цветочный рынок России вряд ли устоит, уверены эксперты.