Холодный июль привел к спаду в продажах сезонных товаров и услуг в Петербурге

Автор фото: Геннадий Гуляев/Коммерсант

Нетипично холодное лето — а июль 2015 года в Петербурге Гидрометцентр признал самым холодным за последние 20 лет — подкосило продажи. Доля сезонных товаров составляет примерно 5% от общего товарооборота сетей. Петербургские продавцы товаров и услуг теряют посетителей и выручку, зато у производителей, по пословице, летний день год кормит.

"В прошлом году продажи напитков в июле по сравнению с июнем выросли на 15%, в этом году мы наблюдаем даже спад", — говорит Александр Селиванов, начальник отдела ценообразования сети "Реал.Свежие продукты". Относительно прошлого года снижаются продажи пива, безалкогольных напитков и мороженого, говорит руководитель формата SPAR ТД "Интерторг" Антон Беловецкий, не уточняя величины снижения объемов. "Продажи сезонных категорий — напитков и мороженого — по сравнению с прошлым годом сократились в среднем на 4% в натуральном выражении", — приводит данные Илья Винклер, старший консультант отдела продаж и обслуживания клиентов исследования потребительских панелей GfK Rus.
Как говорят в "Деке" (крупнейший производитель кваса), пока динамика отрицательная по отношению к прошлому году. По итогам года ожидается снижение рынка на 3-5%. Это ожидаемое падение, ведь в 2014 году рынок кваса вырос на рекордные 14%. Среднегодовой темп роста рынка кваса на 2015-2018 годы прогнозируется на уровне 4-5% в натуральном выражении. "Кроме холодной погоды влияет рост цен, снижение покупательной способности, а также отсутствие мощных рекламных кампаний у лидеров квасного рынка", — говорит руководитель отдела маркетинга "Деки" Наталья Александрова.
"Продажи кваса очень зависят от погоды, — соглашается директор по продажам ЗАО МПБК "Очаково" Владимир Ефремов. — Поскольку май был холоднее, чем в прошлом году, да и июнь не слишком теплый, продажи кваса ведут себя соответственно, но благодаря маркетинговым и трейдмаркетинговым шагам, которые мы предпринимаем, ситуация выравнивается".

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.

Александр Селиванов ожидает, что производители пива, соков, лимонадов будут снижать отпускные цены, чтобы реализовать весь объем, произведенный в расчете на сезонный всплеск спроса. В SPAR падение объемов продаж сезонных продуктов компенсируют за счет других товарных групп. "Стали больше продавать гастрономии, готовых блюд", — говорит Антон Беловецкий.
Замороженный спрос
Производители мороженого отмечают, что кризис значительно сильнее влияет на продажи, чем погода. "Конечно, мороженое — продукт с остро выраженной сезонностью продаж: чем теплее лето, тем выше продажи. Отставание в продажах по сравнению с прошлым годом есть, но не критическое, достаточно вспомнить, что июнь прошлого года тоже был холодным", — говорит Татьяна Кузнецова, начальник отдела маркетинга ООО "Петрохолод. Мир мороженого".
"У нас самая северная фабрика мороженого, почти везде в регионе холодно, но честно скажу, погода особенно не влияет", — говорит Михаил Уткин, гендиректор карельского производителя мороженого "Холод Славмо". Дело в том, объясняет он, что сегмент частной розницы почти полностью ушел с рынка, завод поставляет мороженое в основном в торговые сети, которые продают его даже в южных регионах, где лето всегда теплое, поэтому о снижении спроса из-за погоды нельзя говорить.
"Снижение продаж связано не столько с неблагоприятными погодными условиями, сколько с макроэкономическими факторами", — уверена Татьяна Кузнецова. По ее словам, в условиях роста цен на продукты питания потребитель стал сокращать суммы покупки и экономить на лакомствах, к которым относится и мороженое. По данным GFK Rus, 23% от годового оборота производителей сезонных категорий в денежном выражении приходится на май-июнь.
Могли бы обслужить больше гостей
Суровое лето ударило и по непродовольственной рознице, и по развлечениям на свежем воздухе. Так, изрядно упала популярность традиционного петербургского развлечения — путешествий по рекам и каналам. В среднем в этом году владельцы причалов и кораблей потеряли до 20%.
"Высокий сезон у нас длится с июня по август, подводить итоги пока рано, но сейчас, на конец июля, продажи упали примерно на 10%", — говорит Дмитрий Беленовский, руководитель судоходной компании "Драйвер". По его словам, компенсации сезонного спада за счет роста внутреннего туризма не происходит. "Мы усилили маркетинговую поддержку, стали больше тратить на рекламу, но спад все равно есть".
В судоходной компании "Нева Тревел Компани" говорят, что в целом количество отдыхающих в Петербурге растет, но спад на рынке водных прогулок составляет примерно 20%. "Спад вызван не очень благоприятными погодными условиями в этом сезоне", — сетует представитель компании. В этом сезоне из-за падения продаж некоторым участникам пришлось покинуть рынок, из-за чего на реках и каналах Петербурга стало на 10% прогулочных судов меньше, чем в прошлом.
На снижение продаж жалуются и одежные ретейлеры, спроса на летние коллекции они так и не дождались. В SELA говорят, что оперативно подстраиваются под ситуацию и выносят в зал демисезонный ассортимент: свитера, куртки и плащи. Чтобы все-таки распродать летние вещи, оператор уже запустил распродажи.
"Солнечное лето уменьшает посещаемость кинотеатров, увеличивает посещаемость активностей на открытом воздухе", — говорит Павел Штелинг, генеральный директор ООО "Норвежский парк Орех". Но и при текущей погоде, по его словам, посещаемость веревочного парка выросла на 20%. Павел Штелинг связывает это с ростом узнаваемости развлекательной площадки, однако подчеркивает, что посетителей могло быть и больше: "В июне у нас были самые высокие показатели в этом году, тогда как обычно в июне посещаемость ниже, чем в июле. В июле мы могли бы обслужить больше клиентов".