Сети обходят область стороной

Рынок сетевого ретейла и торговой недвижимости в Ленобласти не развит. И в ближайшие несколько лет ждать появления крупных торговых центров в этом регионе не приходится.

Рынок сетевой розницы в Ленинградской области практически не развит из–за дефицита качественных торговых помещений и развивается преимущественно за счет продуктовых, аптечных, строительных сетей и салонов сотовой связи. А вот крупные одежные, обувные и детские ретейлеры не спешат открывать магазины в области, и эти сегменты розницы развиваются в основном за счет частных предпринимателей.

В поисках площадей

Ретейлеры, освоив рынок Петербурга, несколько лет назад активно устремились в Ленобласть, конкурируя за качественные торговые помещения, на которые в регионе наблюдается дефицит. Основные ретейлеры, которые активно осваивают регион, — это продуктовые сети "Пятерочка", "Семья", "Дикси", "Полушка", "Магнит", магазины хозтоваров "Улыбка радуги", офисы обслуживания абонентов компании "МегаФон", "МТС", "Билайн", а также аптеки "Здоровые Люди", "Невис" и "Фармакор". Однако торговцы отмечают, что качественных площадей очень мало, никто ничего не строит в области.
По данным "ИнфоЛайн", в этом году открывались в Ленобласти и крупноформатные магазины площадью более 1 тыс. м2. Так, в Выборге открылись по одному супермаркету петербургской компании "Любавушка" (сети "Полушка" и "Лайм") и краснодарской сети "Магнит". Финская Kesko открыла гипермаркет в Кингисеппе. Активно развиваются в области и DIY–сети — ТД "Вимос" и сеть "Азбука ремонта".
Однако в кризис многие ретейлеры сбавили темпы развития, а некоторые из–за финансовых сложностей и вовсе сокращают число своих объектов. Так, по данным "ИнфоЛайн", продуктовая сеть XL имела на июнь 2015 года всего 12 магазинов, хотя на пике развития их было 34. Сеть строительных материалов "Метрика" сократила число своих магазинов вдвое — до 15 объектов.
По данным "Петростата", за первое полугодие 2015 года оборот розничной торговли сократился на 6,2%, до 144 млрд рублей.

Удвоить обороты

Правительство Ленобласти планирует к 2025 году удвоить оборот розничной торговли до 770 млрд рублей.
Однако одни из ключевых проблем, которые тормозят развитие розницы в Ленобласти, — недостаточный уровень участия малого бизнеса в отрасли и незаинтересованность предпринимателей в открытии магазинов шаговой доступности в муниципальных образованиях, в том числе из–за плохих дорог.
Кроме того, в Ленобласти наблюдается дефицит качественных торговых объектов. Формально в регионе работают только два крупнейших торговых объекта — "Мега Дыбенко" и "Мега Парнас", расположенные во Всеволожском районе, хотя все игроки относят их к рынку торговой недвижимости Петербурга.
В ряде городов–спутников есть небольшие районные ТЦ площадью 5–15 тыс. м2, например, "Мегаполис" в Гатчине, "Юбилейный" во Всеволожске. "Значительная доля площадей в этих ТЦ приходится на несетевых ретейлеров, а площади сдаются в мелкую нарезку", — говорит руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев.
В более отдаленных районах качественных ТЦ нет, и в ближайшие 5 лет они там вряд ли появятся, отмечают брокеры.
"Предложение площадей в основном представлено торговыми центрами, относящимися к категории ярмарочного типа, с небольшой нарезкой площадей, небрендовыми арендаторами в форме ИП", — говорит директор департамента инвестиционного брокериджа NAI Becar Александра Смирнова.