Производителям стало легче, но не всем

СПб. Госпрограмма развития сельского хозяйства Ленобласти, принятая еще в 2012 году, теперь дает свои позитивные результаты.

За прошедший год на поддержку отрасли государство потратило 7,5 млрд рублей. Кроме того, продуктовые санкции должны были облегчить российским продуктам выход на рынок. Статистика показывает положительные изменения. Так, за январь–май 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014–го производство молока и молочной продукции в Ленобласти увеличилось на 103,7%, до 228,4 тыс. т, скота и птицы — на 98,8%, до 147,8 тыс. т.

Странное замещение

Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу области предусматривает 39 видов господдержки сельхозпроизводителям: субсидирование процентной ставки на краткосрочные и инвестиционные кредиты, приобретение техники, семян, строительство дорог, мелиорацию, субсидии на прирост поголовья мясных коров и т. д. Но участники рынка считают, что проблемы остаются. "Таким производителям, как мы: мелким, борющимся за качество и работающим в узких нишах, которых, по идее, импортозамещение должно было поддержать, избавив от иностранных конкурентов, — им стало только хуже, — говорит Андрей Ионов, гендиректор компании "Молочная культура". —Выиграли иностранные гиганты, лишившиеся всякой конкуренции в своей работе. Странным выглядит импортозамещение в нашей отрасли, где его бенефициарами являются две иностранные компании: Danone и Pepsico".
"Не будет преувеличением, если я скажу, что регион развивается в основном силами самих производителей: все крупные фермерские хозяйства, с которыми мы работаем, достаточно самостоятельны и обособлены от государства. Это не говорит о том, что работа по развитию не ведется, но ее интенсивность и эффективность можно было бы повысить, — считает соучредитель сети магазинов натуральных продуктов "Гирлянда" Алена Гилилова. — Небольшим хозяйствам очень тяжело получить кредиты, оформить дополнительные земли на себя.
Мы не почувствовали положительный веяний. Цены растут несмотря на курс импортозамещения".

Попасть на полки

Но есть и те, кто доволен. "За этот год к нам обратились практически все сетевые ретейлеры с предложениями о сотрудничестве. Санкции дали толчок более активному развитию сельского хозяйства: у производителей появилась возможность попасть на полки сетей, — говорит представитель молочной компании "Лосево" Валерия Иванова. — Ранее крупныесети очень неохотно шлина контакт, сейчас некоторые предлагают максимально удобные условия: отсутствие входного листинга, снижение штрафных санкций из–за уменьшения объемов поставки".
Максим Мейксин, глава комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга, считает область одним из реальных лидеров среди регионов, подхвативших тренд на импортозамещение в сельском хозяйстве. "Связано это с тем, — говорит чиновник, — что, во–первых, здесь власти уделяют этому большое внимание. Во–вторых, есть огромный рынок сбыта рядом. В–третьих, транспортные издержки меньше, чем если ту же продукцию везти на этот рынок из других регионов".
Ленобласть полностью обеспечивает потребности населения по основным продуктам питания, держит лидерство в РФ по производству яиц (3 млрд штук в 2014 году) и мяса птицы (221 тыс. т в год). Птицеводство дает 77% общей прибыли АПК. Регион занимает третье место по выращиванию форели и седьмое по производству молока, производит сверх нормы картофеля и овощей: уровень самообеспеченности по этим продуктам в 2014 году составил 163% и 125%.