От кризиса до кризиса

Совокупный доход первой десятки крупнейших предприятий Ленобласти по итогам 2014 года достиг 444 млрд рублей — это рекорд с 2008 года, когда оборот топ–10 превысил 319 млрд рублей.

Из–за глобального характера кризиса 2008 года рецессии не удалось избежать и крупнейшим компаниям Ленобласти. Оборот первой десятки по итогам 2009 года упал на 22% в сравнении с 2008 годом. Изучая последствия кризисов 2008 и 2014 годов, можно заключить: история повторяется. "ДП" проанализировал, как изменился состав и совокупный оборот топ–10 крупнейших компаний Ленобласти с 2008 года, а также их отчетность за прошлый год и начало этого года, чтобы представить, как может поменяться состав лидеров экономики региона и их обороты.

Увядающие ветераны

В 2008 году список крупнейших компаний Ленобласти возглавляло ЗАО "Форд Мотор Компани" с годовым оборотом 148 млрд рублей, что составило 46% от совокупного оборота топ–10. А по итогам 2014 года оборот "Форда" чуть–чуть недотянул до 18 млрд рублей. Впервые мировой автогигант вылетел из первой десятки и вернется назад, вероятно, не скоро. За прошлый год завод во Всеволожске выпустил около 30 тыс. авто, что составляет около 20% мощности предприятия — 160 тыс. единиц в год. Продажи "Форд" в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые 5 месяцев 2015 года упали по сравнению с прошлым годом на 60%, до 10 627 автомобилей, в том числе в Петербурге — на 55%, до 1719.
Из–за стагнации на авторынке страдает расположенный во Всеволожске финский шинный завод Nokian Tyres (шестое место в списке). За 2014 год оборот ООО "Нокиан шина" составил 37 млрд рублей, превысив уровень 2013 года всего на 1,2%. Однако из отчета компании за I квартал 2015 года можно сделать вывод, что этот год для компании не станет удачным — продажи в странах СНГ, включая Россию, за I квартал снизились на 43,4%. За тот же период доля СНГ в общем объеме продаж концерна упала до 27% с 42%.
Еще один представитель иностранного бизнеса в Ленобласти, чьи дела идут не лучшим образом, — табачная фабрика ЗАО "Филип Моррис Ижора". В 2013 году российское подразделение одноименного американского табачного концерна возглавило список крупнейших компаний Ленобласти, но ненадолго. Из годового отчета табачного гиганта следует, что выпуск продукции в натуральном выражении на "Филип Моррис Ижора" за 2014 год существенно сократился. Диапазон падения составил от 2,5% до 19% по различным маркам сигарет. Физический спад удалось компенсировать повышением цен. В итоге оборот компании за 2014 год составил 70 млрд рублей, что на 6% выше уровня 2013 года. В компании объясняют падение продаж в натуральном выражении негативным эффектом от повышения акцизного налога и слабой экономики России. Учитывая намерение правительства РФ и далее повышать акцизы, а также развернувшуюся антитабачную кампанию и снижение реальных доходов населения, логично предположить дальнейшее падение спроса и замедление темпов роста выручки "Филип Моррис Ижора".

Свежая кровь

На место выбывающих компаний приходят новые. Так, по итогам 2014 года место лидера занял запущенный летом 2013 года комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата в порту Усть–Луга — ООО "НОВАТЭК — Усть–Луга". Компания перерабатывает газовый конденсат в легкую и тяжелую нафту, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут, а затем отгружает эти товары на экспорт. "НОВАТЭК" вложил в этот проект 20 млрд рублей, его мощность — 6 млн т сырья в год.
Впервые комплекс вошел в топ–10 в 2013 году — с выручкой 34 млрд рублей занял восьмое место. А по итогам 2014 года возглавил список, заработав 76 млрд рублей. В этом году продолжения столь бурного роста ждать не стоит, но перспективы роста есть. Из отчета компании следует, что загрузка комплекса по итогам 2014 года достигла 78%. Не внушают оптимизма только цены на энергоресурсы в этом году: значительно ниже, чем в прошлом.
Новичком рейтинга 2014 года стал запущенный в 2012 году Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), входящий в "Объединенную вагонную компанию" группы ИСТ Александра Несиса. Пока предприятие замыкает список лидеров, но у него есть неплохие перспективы подняться выше. Завод выпускает инновационные вагоны (до 25 т повышена нагрузка на ось, вдвое увеличен межремонтный пробег, с 22 до 32 лет увеличен жизненный цикл вагона). Они должны заменить изношенный подвижной состав на железной дороге. С 2013 года по инициативе РЖД Федеральная служба по тарифам уже предоставила скидку на тариф РЖД операторам при покупке пяти моделей вагонов ТВСЗ (размер скидки составляет от 6 до 30% от тарифа РЖД в зависимости от дальности перевозки). Благодаря господдержке за первые 5 месяцев 2015 года ТВСЗ произвел около 5 тыс. вагонов, возглавив тройку крупнейших вагоностроительных заводов страны. По прогнозам аналитиков, к 2017 году доходы ТВСЗ могут возрасти почти вдвое.
Еще одна компания, стремительно наращивающая обороты, — ООО "ТД Интерторг". Развивает розничные сети различных форматов: "Народная семьЯ", супермаркеты "ИдеЯ", а также по франшизе голландскую сеть Spar. На 1 января 2015 года компания управляла 453 магазинами разных форматов. Впервые "Интерторг" вошел в десятку в 2010 году с оборотом 15 млрд рублей, заняв последнее место. За прошедшие 4 года компании удалось нарастить выручку более чем втрое, до 56 млрд рублей. О планах развития бизнеса пресс–служба компании не ответила.