В России сырье для производства пакетов подорожало на 40% и стало дефицитом

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Вадим Жернов

Российское сырье для производства полиэтиленовых пакетов взлетело в цене почти на 40% за 3 недели и стало дефицитом. На фоне валютных колебаний поставщикам сырья выгоднее работать на экспорт, а производители полиэтиленовых изделий вынуждены останавливать производства.

Последние полгода полиэтилен низкого давления (ПЭНД) в гранулах, из которого производят фасовочные, мусорные пакеты и пакеты-майки, стоил в районе 89-95 рублей за килограмм. Но в июле цена подскочила до 130 рублей за килограмм, в результате доля сырья в себестоимости готовых изделий достигла 100% вместо обычных 50-70%. Производители пакетов называют основной причиной кризиса то, что в связи с ростом курса иностранной валюты российским поставщикам сырья гораздо выгоднее экспортировать ПЭНД, чем снабжать им российский рынок.
Когда подскочили доллар и евро, производители сырья начали активно работать на экспорт, поставляя ПЭНД в Латвию, Польшу, Эстонию и другие страны, забыв о внутреннем рынке, убеждена генеральный директор ООО "Европласт" Людмила Митина.
В России полиэтилен низкого давления  производят "Казаньоргсинтез" в Казани, "Нижнекамскнефтехим" в Нижнекамске (ГК "Таиф") и "Ставролен" в Буденновске (группа "ЛУКОЙЛ-Нефтехим"). При этом завод в Нижнекамске сейчас находится на профилактике, а "Ставролен" начал работать 1,5 месяца назад, оправившись после произошедшего в 2013 году взрыва. Именно это предприятие сейчас предлагает самую низкую цену на рынке – 91 рубль за килограмм. Учитывая дилерскую накрутку, петербургские производители пакетов могут купить произведенный в Буденновске ПЭНД за 97 рублей. Однако "Ставролен" только набирает обороты, пока его продукция в Петербурге почти не представлена, говорят участники рынка.
На заводе в Нижнекамске комментировать ситуацию с ростом цен на сырье отказались. В пресс-службе "Казаньоргсинтез" оперативный комментарий предоставить тоже не смогли, сославшись на отсутствие руководства.
Зато потребители сырья не скупятся на комментарии. "С учетом новых реалий казанские производители ПЭНД большую часть сырья экспортируют, завод в Нижнекамске стоит на профилактике, при этом сырье со складов обоих заводов предлагается по 110 рублей за килограмм. Сырья или просто нет, или его продают по заоблачным ценам", – говорит директор по развитию ООО "Леопак" Наталья Гаврилова.
По мнению Алексея Агаджаняна, генерального директора ООО "Унипак", ситуация на рынке явно спекулятивная. "То же самое Казань сделала 1,5 года назад, когда сгорел завод в Буденновске. Тогда цены с 67-68 рублей за килограмм подскочили сразу на 20-25%, –  отмечает топ-менеджер. – Причем сейчас рост цен не объяснить даже сезонностью: летом объем продаж ПЭНД всегда падает, соответственно, цены должны снижаться тоже".
На фоне ценовых скачков производители пакетов вынуждены останавливать производства. Так, ООО "Европласт" из-за кризиса уже потеряло около 2 млн рублей, а на днях и вовсе временно распустило сотрудников. "У меня 50 сотрудников, и мне пришлось освободить их всех от работы как минимум до 22-23 июля, потому что к этому времени должно прийти импортное сырье. В таких условиях покупать его за границей даже дешевле, потому что если Казань вчера озвучила цену в 125 рублей за килограмм, то Южная Африка готова продавать сырье по 102 рубля за килограмм", – говорит Людмила Митина.
По словам гендиректора ПО "Пакбери" Александра Федоренко, за последнее время оборот его компании сократился на 20%, из-за нехватки сырья он вынужден отказываться от заказов. "До этого момента мы полторы недели сидели без работы. На этот раз, к счастью, выкрутились – купили несколько машин сырья по 108 рублей за килограмм. Для моей компании предел – 115 рублей, это та цена, при которой я смогу хоть сколько-то заработать. Сейчас мы не можем обеспечить весь спрос и, экономя сырье, выполняем только заказы по долгосрочным контрактам, только то, что горит", – делится бизнесмен.
По словам Натальи Гавриловой, в связи с невозможностью приобрести сырье сейчас простаивают 80% производителей пакетов.
Из-за ценовых скачков совершенно невозможно планировать долгосрочные заказы, сетует руководитель ООО "Википак" Валерий Митин. "В таких условиях у производителей пакетов есть два варианта. Первый – заказывать сырье за границей, например в Саудовской Аравии. Но, учитывая долларовую нестабильность, это серьезный риск, потому что закупаешь за доллары, а продавать готовый продукт будешь за рубли. Второй вариант – самим торговать сырьем. Съездить в тот же Катар, закупить там сырье и продавать его потом на внутреннем рынке. У российских производителей, экспортирующих ПЭНД, есть стабильные прибыли и никакой головной боли, а местные переработчики сидят без сырья", – заявляет предприниматель.
Сложная ситуация с сырьем может в итоге сказаться на стоимости готового продукта, увеличив ее на 25-40%, полагают эксперты. В структуре производственных расходов стоимость сырья занимает от 50 до 70% в зависимости от сложности переработки. Ключевые заказчики пакетов-маек и фасовочных пакетов – торговые сети. Пакет-майка с рентабельностью примерно 300% является для ретейлеров самым высокомаржинальным товаром, поэтому на повышение закупочных цен они идут крайне неохотно. "У всех нас с сетями заключены долгосрочные контракты, по условиям которых изменение закупочных цен – процесс очень длительный и сложный. Мы обязаны месяц поставлять клиенту товар по старой цене, еще месяц компания имеет право принимать решение о дальнейшем сотрудничестве. Получается, 2 месяца мы будем работать в убыток. А мы и так работаем с мизерной рентабельностью: в целом по рынку она составляет 1-5%", – говорит Алексей Агаджанян.
В свою очередь, торговые сети уже знают о ситуации на рынке и приступили к ее активному изучению. "Производитель-поставщик полиэтиленовых пакетов действительно уведомил сеть о намерении повысить закупочные цены в связи с нехваткой сырья. Мы проводим анализ аргументов поставщика с целью исключить спекулятивные составляющие. Для того чтобы обеспечить наличие в магазине такого важного для покупателей товара, как пакет, и сохранить его оптимальную стоимость, после анализа ситуации сеть не исключает проведения тендера по выбору приемлемых условий", – сообщила директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.
В Петербурге и Ленобласти работает около 20 предприятий по производству полиэтиленовых пакетов, крупнейшие – "Леопак", "Унипак", "Мегапласт", "Европласт", "Википак". Ежегодно предприятия обрабатывают более 12 тыс. т сырья. Объем местного рынка полиэтиленовых пакетов оценивается почти в 1 млрд рублей в год.