Петербургские промышленники могут заработать 250 млрд рублей за счет санкций

Девальвация рубля и санкции сыграли на руку петербургским промышленникам. За год они могут заработать на контрактном производстве до 250 млрд рублей. Иностранные компании вынуждены идти на эти расходы ради присутствия в России.

Продовольственное эмбарго и резкая девальвация рубля подогревают интерес к отечественным производителям со стороны иностранных компаний — держателей торговых марок, патентов, разработчиков продуктов. Они все чаще размещают заказы на выпуск товаров (или их частей) под своим брендом на российских заводах и фабриках.
Местные предприятия стали более конкурентоспособны, отмечают некоторые промышленники. По совокупности производственных затрат и расходов на логистику, по времени доставки товара местные производственные площадки выглядят привлекательнее китайских и индийских конкурентов.
К тому же из–за нестабильности российской экономики и существенного снижения спроса некоторые иностранные производители отказались от планов развивать собственные заводы в России и решили ограничиться контрактным производством. Прежде всего это коснулось автомобильной промышленности, спрос на изделия которой упал в начале 2015 года в сравнении с 2014–м почти на 40%. Зато теперь отечественные производители начали поставлять автокомпоненты на европейские автозаводы.
По оценкам экспертов, сегодня 10–15% отгруженной продукции петербургской обрабатывающей промышленности производится в интересах иностранных заказчиков, что составляет примерно 250–300 млрд рублей в год и сопоставимо с объемами гособоронзаказа. Затраты держателя бренда на организацию контрактного производства в России могут составлять 10–30% стоимости товара.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне.


Есть контракт

Наиболее активно ищут местных контрактных производителей иностранные поставщики пищевой продукции. Особенно те, чья продукция с лета прошлого года запрещена к ввозу в Россию. Так, финский молочный концерн Valio на 40% нарастил мощность собственного завода в подмосковном Ершово и почти втрое увеличил объемы заказов, размещаемых на комбинате "Галактика" в Гатчине. Кроме того, концерн начал выпуск продукции Valio еще и на заводе "Эрманн" в Московской области. В итоге совокупный объем производства Valio в России вырос в 2 раза. До августа 2014 года 90% продукции на российском рынке импортировалось из Финляндии, сообщили в пресс–службе компании. Производителю удалось сохранить объем продаж в России, несмотря на санкции, а теперь Valio строит планы по увеличению экспорта произведенной в России продукции в страны СНГ. Сейчас с финских заводов Valio в Россию поставляется в основном немолочная продукция: соки, морсы, кисели и вода, отмечают в концерне, она занимает лишь 5% в общем объеме продаж Valio в России. Строить и покупать предприятия в России Valio не собирается, так как это требует долгосрочных инвестиций, пояснили в компании.
"Дочка" другого финского производителя продуктов питания — Atria Plc начала выпуск сыровяленой колбасы под премиальной маркой испанской компании Casademont на своем заводе в промзоне Горелово в конце 2014 года. Эта колбаса исчезла из России задолго до санкций: еще в 2012 году Россельхознадзор ввел запрет на импорт мясной продукции из Испании. Помимо освоения внутреннего рынка России "Атриа" налаживает экспорт производимой в РФ испанской колбасы в страны Таможенного союза.
"Эмбарго на ввоз мясных продуктов закрыло российский рынок для деликатесов из Европы, и теперь мы заполняем опустевшие полки", — говорит исполнительный вице–президент "Атриа Россия" Ярмо Линдхольм. По его словам, российский завод от этого партнерства получил конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка — доступ к испанским технологиям производства сыровяленых мясных продуктов.

Пилюля роста

Импортные лекарства под санкции не попали, но из–за роста валютных курсов настолько подорожали, что их поставки в Россию в первом полугодии упали на треть.
Эксперты прогнозируют, что по итогам 2015 года импорт лекарств достигнет минимума с 2009 года, опустившись до $21 млрд, и продолжит падать. Правительство РФ собирается вскоре подписать постановление об ограничении допуска зарубежных фармпроизводителей к госзакупкам.
В итоге для многих иностранных компаний контрактное производство станет единственной возможностью организовать выпуск локальных продуктов и остаться на российском рынке. Благодаря этому в компании "ВЕРТЕКС" рассчитывают загрузить заказами иностранных компаний до 50% своих мощностей. А местный фармзавод "Полисан" подписал с германским концерном Bayer соглашение о выпуске рентгеноконтрастных лекарственных препаратов.

Окно в Европу

Производители автомобилей и автокомпонентов — главные жертвы нынешнего кризиса. Спрос на автомобили с начала 2015 года в сравнении с 2014–м упал почти на 40%. Некоторые европейские автопроизводители и поставщики аксессуаров перестали ввозить в Россию дорогие бренды.
Кроме того, иностранные компании в разы сократили производство на собственных местных автозаводах и свернули контрактное производство. Например, Volkswagen приостановил контрактную сборку Skoda Yeti, Volkswagen Jetta и Skoda Octavia на ГАЗе, а американский General Motors (GM) и вовсе свернул производство в России.
Однако местные поставщики комплектующих не растерялись и начали поставлять продукцию на конвейеры европейских автозаводов, чего раньше не было. Так, ООО "Металлопродукция", поставлявшее комплектующие, в частности, на местные заводы GM, начало поставлять продукцию на сборочные заводы Ford в Турции.
"Объемы пока невелики, полностью заместить потерю GM не удалось, но в целом перспективы хорошие. Благодаря сотрудничеству с GM мы научились работать по мировым стандартам, и нам легче налаживать отношения с другими мировыми производителями", — говорит исполнительный директор компании Евгений Дорофеев.

Светлый путь

Производители электроники, и прежде работавшие по заказу иностранных компаний, в последний год ощутили небывалый всплеск интереса с их стороны. По данным Центра современной электроники, контрактное производство ранее составляло лишь 2% (40 млрд рублей в год) в общем объеме производства отечественной электроники. Однако уже во второй половине 2014 года число переговоров с зарубежными компаниями о возможном сотрудничестве выросло в несколько раз, отмечают в ГК "Макро групп". А объемы контрактного производства в российской электронике по итогам 2014 года выросли на 22%, в 2015 году они могут прибавить еще 25–30%, прогнозируют эксперты.
Петербургская ГК "Светлана–Оптоэлектроника" заключила в мае соглашение с финским производителем светодиодных светильников. Местная компания будет поставлять иностранному партнеру светодиодные платы и корпусные детали для сборки светильников под брендом финской компании. Заказчика в ГК не называют. Возможный объем заказа — около 1 млн евро в год.
Несмотря на рост контрактного производства, российские промышленники очень осторожны в прогнозах. "Партнеры из ЕС очень настороженно относятся к сотрудничеству с российскими компаниями из–за политической и экономической неопределенности. Вдруг будут введены санкции на любые экономические связи с РФ?" — предполагает гендиректор ГК "Светлана–Оптоэлектроника" Алексей Мохнаткин.
Российская фарминдустрия долгие годы находилась в научной и технологической изоляции и не развивалась в соответствии с требованиями рынка. Даже сейчас еще рано говорить о должной развитости производственной базы, поэтому российские компании только начинают осваивать направление контрактного производства. Самые болезненные и долгие процессы — внесение сведений о производственных площадках в регистрационные удостоверения фармпродукции, а также трансфер технологий. Надеюсь, государство упростит вопросы регистрации производственных площадок в документах.
Георгий Побелянский
генеральный директор ЗАО "ВЕРТЕКС"
До недавнего времени ситуация с контрактным производством в России была плачевная: производителям попросту нечего было предложить зарубежным партнерам. Предприятия не могли справиться ни с объемами заказов, ни с уровнем их сложности. Сейчас мы уже в состоянии "переварить" серьезные зарубежные объемы. Преимущества контрактного производства в том, что предприятия загружены заказами разного уровня сложности, поэтому впитывают опыт со всех рынков. К тому же, закупая сырье, контрактник объединяет партии от разных заказчиков и в итоге существенно экономит.
Дмитрий Семенов
руководитель направления "Контрактное производство электроники" ГК "Макро групп"