Смольный не смог провести конкурс на строительство метро без ошибок даже с третьего раза

Автор фото: Ковалев Петр
Председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин.

ФАС России обнаружила ошибки в конкурсной документации на строительство перегона до метро "Горный институт" за 20,7 млрд рублей. Это третья попытка Смольного провести конкурс и пятая жалоба на его условия. Не помог даже особый контроль, на который взят конкурс.

Ситуация с самым крупным госзаказом года, строительством перегона от станции метро "Спасская" до "Горного института" за 20,7 млрд рублей, стала по-настоящему комичной. Смольный пытается выбрать подрядчика для этих работ уже в третий раз и снова не справился, допустив в конкурсных документах ошибки. Заказчик работ — комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Конкурс объявили в третий раз 2 недели назад, и на него тут же поступила очередная, пятая по счету (если считать и те жалобы, которые их авторы потом отзывали), жалоба. Ее автор — компания "Специализированное тоннельное строительство" (СТС), которая участвовала в предыдущем конкурсе на этот подряд и участвует в нынешнем, по данным источников dp.ru в компании. ФАС России поддержала часть замечаний СТС, и КРТИ придется вносить правки в условия конкурса, заказчику выдано соответствующее предписание.
Причем допущенная ошибка — та же, на которую жаловались и в предыдущих случаях. Заказчик установил дополнительные требования к подрядчикам, которые фактически отсекают всех участников, кроме "Метростроя", поскольку потенциальный участник должен иметь обязательный опыт по строительству метро. При этом в расчет брались только те контракты, стоимость которых составляет не менее 25% от цены перегона от "Спасской" до Васильевского острова. После внесения правок в конкурсе будет участвовать и "СТС".
Конкурс не могут провести уже почти год. За это время на него уже пожаловались все, кто в нем участвовал, кроме "Метростроя", то есть "СТС" и "ПРиСС", и даже те, кто заявок не подавал, например фирмы "Квант" и "Спецстрой". Последняя известна тем, что выполняет мелкие строительные подряды, а специализируется в основном на юридической поддержке крупных компаний и жалобы направляет именно в их интересах. В жалобе "Спецстроя" в том числе говорится: "100 баллов, видимо, априори, заслуживает у вас только "Метрострой".
Впрочем, в "Метрострое" уже неоднократно комментировали эту ситуацию, отмечая, что подряд, безусловно, привлекателен для них, как и для любой крупной тоннелестроительной компании, но к проблемам с конкурсной документацией фирма отношения не имеет, ведь этот вопрос находится исключительно в ведении заказчика, то есть Смольного.
Комизма в ситуацию с конкурсом добавляет и тот факт, что его уже взяла под личный контроль целая группа чиновников, самых главных по госзакупкам в городе. Среди них вице-губернатор Сергей Мовчан, глава комитета по госзаказу Дмитрий Сачков и многие другие. Более того, так совпало, что именно после окончательного провала второй попытки провести конкурс (она длилась несколько месяцев) в Петербург прибыла делегация высокопоставленных чиновников из Москвы из ФАС России и прочитала масштабную лекцию о том, как надо работать с госзаказом. Более того, они до сих пор остаются в Петербурге и продолжают наблюдать за ситуацией.
"Сил больше нет с этим конкурсом разбираться. Мы указываем на нарушения, а их опять допускают. Надеюсь, что следующая попытка будет успешной. Такое затягивание конкурсных процедур недопустимо", — возмущался заместитель главы ФАС России Андрей Цариковский.
Предыдущий конкурс на эти же работы оценивался почти в 21,4 млрд рублей. Столько же стоили работы и в ходе первого объявленного конкурса. Стоимость работ была снижена, поскольку было принято решение об исключении из сметы графы "непредвиденные расходы". Это позволит сэкономить бюджетные деньги, поясняют в КРТИ.
Три основных претендента на этот подряд — "Метрострой", "Специализированное тоннельное строительство" (СТС) и "Ремонт и строительство сетей ПРиСС" (ПРиСС). Во втором конкурсе ПРиСС и СТС к участию не допустили. Обе фирмы направили жалобы в ФАС. ПРиСС оспаривает тот факт, что компанию не допустили к конкурсу, в суде. Теперь это дело фактически теряет смысл, поскольку подрядчик может участвовать в конкурсе заново. СТС отзывала первую свою жалобу накануне ее рассмотрения, но спустя 2 месяца обновила ее и снова направила в ФАС. Однако там жалобу признали необоснованной. Частично обоснованной признали новую, нынешнюю жалобу. Говоря профессиональным "антимонопольным" языком, по ней выдано предписание, которое заказчику предстоит выполнить. Также на конкурс жаловались некие ООО "Квант" и ООО "Спецстрой", которое и теперь направило жалобу.
Конкурс контролирует ФАС России, а не местное управление ФАС, поскольку речь идет о крупной сумме. Антимонопольщики регулярно проводят и внеплановые проверки конкурса и все основные нарушения находят именно в ходе них. Впрочем, причинами проверок становятся, как правило, именно жалобы участников.
Впервые конкурс был объявлен еще в конце 2014 года. Однако в декабре выяснилось, что заявок от участников на него не поступило. Затем в 2015 году конкурс объявили заново, на него и подали заявки СТС, ПРиСС и "Метрострой".
Станция с пешеходным переходом будет построена на пересечении Большого проспекта Васильевского острова и Косой линии. Планируется, что второй выход будет рядом с перекрестком 23-й линии и улицы Масляный Канал, но в конкурсной документации он пока не обозначен.