Российские корабелы готовы соревноваться с немцами за подлодки для Индии

Автор фото: Коньков Сергей
Работа 7-го международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

Отечественные корабелы могут получить от Индии заказы на строительство неатомных подводных лодок и фрегатов общей стоимостью $3 млрд. Однако способность выполнить эти контракты вызывает сейчас у экспертов сомнения.

ЦКБ МТ "Рубин" готов полностью удовлетворить запросы индийских ВМС, планирующих в этом году объявить-таки тендер "75i" на поставку шести неатомных субмарин. Предполагаемая стоимость контракта, по оценкам экспертов, достигнет $2 млрд. Впервые Индия заявила об этом тендере еще в 2010 году. Но тогда он не был объявлен, так как заказчик столкнулся с рядом формальных трудностей. Во-первых, индусы решили, что хотят строить четыре из шести субмарин собственными силами. Это требование не стало проблемой для России, но заставило задуматься конкурентов, прежде всего Германию. Ведь подводный флот Индии состоит из германских и российских субмарин, построенных почти 20 лет назад.
С 1986 по 1994 год Германия поставила Индии четыре лодки проекта "Typ 209" водоизмещением 1,5 тыс. т. А Россия продала индусам с 1985 по 2000 год 10 лодок проекта 877ЭКМ. Из них восемь построены на петербургских Адмиралтейских верфях и две на заводе "Красное Сормово".
Вторая причина задержки контракта в том, что Индия некоторое время не могла окончательно определиться, с какой силовой установкой она хочет получить лодку — с традиционным дизель-электрическим двигателем или с воздухонезависимой (анаэробной) установкой.
По этому критерию отечественные судостроители немного отстали от иностранных конкурентов. Германия уже поставляет на мировой рынок лодки с анаэробными установками. Их главное преимущество в том, что они могут существенно дольше находиться под водой, чем обычные дизель-электрические субмарины.
Нашим промышленникам в этом плане еще год назад похвастаться было нечем. Но сейчас в "Рубине" уверяют, что если индусы объявят конкурс в этом году, то отечественные промышленность и наука не ударят в грязь лицом, а предложат на тендер лодку с воздухонезависимой установкой на базе проекта "Амур-1650". По сути это экспортный вариант проекта 677Е, который строил для себя ВМФ РФ, но остался не очень доволен результатом в ходе испытаний головной лодки "Санкт-Петербург".
Впрочем, после раздумий ВМФ РФ заключил с Адмиралтейскими верфями контракт на достройку первых двух серийных лодок проекта 677 ("Кронштадт" и "Великие Луки"), а вскоре предприятие может получить контракт на строительство третьей серийной лодки. Анаэробная установка ни на одну из них устанавливаться не будет. Зато Адмиралтейские верфи смогут быстро построить "Амур", ведь часть секций она построили еще 10 лет назад, пока от этого проекта не отказались, секции до сих пор хранятся на заводе, как уверяют знающие судостроители.
Главное теперь, чтобы анаэробная установка не подвела. По словам Андрея Баранова, заместителя генерального директора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству "Рубина", установка успешно завершила береговые испытания, выдала нужную мощность и теперь ей предстоит пройти морскую фазу испытаний, которая, скорее всего, завершится в 2016 году.
"Я несколько сомневаюсь, что "Рубину" удастся получить в скором времени рабочую анаэробную установку. В ее реализации есть достаточно сложные проблемы, хорошего решения для которых пока еще не придумано", — говорит представитель крупного научно-исследовательского института.
Кроме подводных лодок в рамках завершившегося в Петербурге Военно-морского салона обсуждались перспективы поставок в Индию трех фрегатов проекта 11356. На этом контракте Россия смогла бы заработать еще примерно $1 млрд. Россия уже продала индусам шесть таких кораблей — три в 2003-2004 годах, еще три — в 2012-2013 годах. Однако теперь с дальнейшими поставками могут возникнуть проблемы, опять же из-за силовых установок. На Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде, построившем фрегаты для Индии, сейчас строится серия из шести кораблей проекта 11356 для ВМФ РФ. Три из них остались без двигателей: украинское госпредприятие газотурбостроения "Зоря" — "Машпроект", изготавливавшее газотурбинные установки для фрегатов, прекратило поставки в Россию.
Наладить собственное производство пытаются на рыбинском НПО "Сатурн". По мнению экспертов, результата раньше 2018 года ждать не стоит. В марте этого года в интервью "ДП" представитель "Сатурна" говорил, что на данный момент нет готовой установки, нет агрегата, разработанного "Сатурном" и поставленного на корабль. "Нет четкого понимания, какая установка нужна. Мы до сих пор не получили техническое задание от заказчика. Не ясно, хочет он, чтобы мы создали аналог украинской турбины или нечто лучшее. Процесс этот в любом случае не быстрый. Нельзя взять агрегат, разобрать его, обмерить и сделать то же самое. Можно либо добыть каким-то образом конструкторскую документацию, либо разработать изделие с нуля", — говорил собеседник "ДП".
Впрочем, возможно, индусы предложат свой вариант силовой установки на фрегаты.