На петербургском подрядном рынке началась волна банкротств

Автор фото: Пресс-служба "Мостотряда №19"
Сергей Барчевский, генеральный директор Мостоотряда №19

На петербургском подрядном рынке началась волна банкротств. В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти рассматривается сразу несколько дел крупных городских компаний, специализирующихся на государственных дорожных заказах, начиная с некогда мощного "Мостоотряда 19". К разорению привело сокращение бюджетных расходов в кризис.

Самая громкая банкротная история касается крупнейшей в прошлом петербургской компании ОАО "Мостоотряд 19", чей расцвет пришелся на строительство кольцевой автодороги вокруг Петербурга. Так, она возводила Большой Обуховский мост в составе КАД, реконструировала Благовещенский, выступала подрядчиком строительства Западного скоростного диаметра. В лучшие годы портфель госзаказов "Мостоотряда" достигал 34,4 млрд рублей (объем контрактов в 2002 году). Однако начиная с 2012-го, когда после прихода на пост губернатора Петербурга Георгия Полтавченко Смольный резко секвестировал крупные бюджетные проекты, дела у "Мостоотряда" шли все хуже и хуже. В 2012 году компания получила подрядов лишь на 8,3 млрд рублей (половина из них — в Москве). В 2013-м, по данным СПАРК, — на 1,8 млн рублей, в 2014-м не было ни одного крупного подряда.
В мае генподрядчик строительства "Зенит-арены" компания "Трансстрой" сообщил, что расторгает субподряд с "Мостоотрядом" на монтаж крыши стадиона. Причем инициатором расторжения, по информации "Трансстроя", выступил сам субподрядчик. Ориентировочная сумма контракта составляет 4,5 млрд рублей. Сколько денег уже освоено, в компании не уточняют.
В марте некое ООО "Стройпроектгрупп" (СПГ) подало иск о признании "Мостоотряда" несостоятельной компанией. Участникам рынка фирма СПГ неизвестна. Они предположили, что это посредническая компания, скупившая долги "Мостоотряда" у других кредиторов. В самой СПГ комментария о ситуации и сумме претензий к ответчику не предоставили. Суд не дал хода данному иску.
Но в июне с аналогичными претензиями к "Мостоотряду" выступила московская компания ООО "Абсолютсталь групп". За ней потянулись и другие кредиторы: ЗАО "Институт геоурбанистики и проектирования "РосГеоПроект", ООО "АЗЧМ". Однако 3 июля "Мостоотряд" направил в суд ходатайство о прекращении дела о банкротстве. Рассмотрение ходатайства состоится 18 августа.
Совокупные исковые претензии кредиторов к "Мостоотряду 19" только за 2015 год уже превысили 1 млрд рублей. Ни в одной из перечисленных компаний эту историю не комментируют. Информированный источник в Смольном объясняет: изменение хода дела связано с намерениями Смольного спасти "Мостоотряд". Действительно, в мае вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что городские власти намерены санировать компанию. Правда, механизмов санации он не уточнил.
Как пояснил глава Ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов, процедура в данном случае может быть такой же, как и в случае с любой другой финансово несостоятельной компанией. "Приходит новый собственник, который занимается реструктуризацией долгов проблемной компании. Но я не представляю, как именно Смольный будет заниматься этим. Ведь речь идет о частной коммерческой структуре. Город не может помогать ей бюджетными деньгами", — говорит Кирилл Иванов. Возможность помощи города он видит только в том, что власти поспособствуют в поиске нового собственника для "Мостоотряда". Сейчас 11,49% акций предприятия принадлежат Эдуарду Етдзаеву, 4,82% — гендиректору Сергею Барчевскому, 2,12% — члену совета директоров Олегу Фонареву. Еще 22,33% владеет ЗАО "Анкер", собственники которого не раскрыты. Владельцы остальных 59,24% неизвестны.
"Город должен быть заинтересован в том, чтобы "Мостоотряд" справился с финансовыми проблемами. Помимо того, что это крупнейший налогоплательщик Красносельского района, это еще и одна из самых профессиональных и ответственных компаний на рынке", — считает Кирилл Иванов.
Другой крупный подрядчик, оказавшийся в сложной ситуации, — ЗАО "Буер". В июне иск о его несостоятельности в суд направило тверское ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие №75". Всего "Буер" получил в этом году 18 исков на общую сумму 146 млн рублей.
Учитывая сложное финансовое положение "Буера", можно предположить, что претензии к нему в ближайшее время придут не только из Твери. В прошлом году "Буер" получил контрактов лишь на 4,6 млрд рублей против 11,4 млрд рублей в 2013-м. Причем в ближайшее время компания, скорее всего, лишится крупного подряда на строительство продолжения Софийской улицы (3,5 км) до Московского шоссе и промзоны "Металлострой" стоимостью 1,7 млрд рублей. Компания выиграла этот подряд в 2010 году, работы начались в 2011-м и должны были завершиться этим летом. Но, по данным Смольного, подрядчик пока построил объект лишь на 53%. Город через суд расторгает контракт с "Буером", требуя от него вернуть полученный аванс в размере 234 млн рублей.
Источник, близкий к "Буеру", объясняет, что в прошлом году себестоимость работ резко выросла, подорожали и кредиты, без которых не обходится ни одна бюджетная стройка (финансирование из казны обычно задерживается на 2-3 месяца, поэтому подрядчики всегда занимают деньги в банке, чтобы успеть с оплатой произведенных на объектах работ).
Если с кризисом не справляются такие гиганты, то что говорить о более мелких компаниях, работающих на строительном рынке. Многие их них также находятся на грани разорения. Так, в конце июня иск о собственном банкротстве подало ЗАО "Управление механизации 332", специализирующееся на сдаче в аренду строительной техники. В июле подан иск о несостоятельности небольшой дорожно-строительной компании ООО "НПП "СпецПроект".
Дорожники плохо переживают кризис, так как фактически единственный источник их заработка — государственные заказы. В Петербурге еще до начала кризиса из-за сокращения бюджетного финансирования дорожного строительства стали разоряться довольно крупные компании. Так, в 2013 году обанкротились две фирмы: ЗАО "Севзапдорстрой" и ООО "Дорожник-92", считавшиеся крепкими середнячками на подрядном рынке. Но до краха крупных предприятий, сопоставимых по размерам с "Мостоотрядом 19", дело не доходило даже в кризис 2008-2009 годов.