Фондовый рынок Китая за месяц просел на $3 триллиона

Автор фото: GlobalLookPress

Пузырь фондового рынка Китая грозит лопнуть, несмотря на все принимаемые государством меры. Сегодня индекс Шанхайской биржи упал всего на 6%, но лишь потому, что больше тысячи компаний приостановили свои торги. Остальные упали на дневной максимум — 10%.

Падение фондового рынка Китая уже не списать на коррекцию — индекс Шанхайской биржи упал ниже майских значений, предшествующих последнему росту. Если с конца апреля индекс вырос с 4,5 тыс. пунктов почти до 5,2 тыс., то на сегодняшний день он упал уже до 3507 пунктов — больше чем на 30%. Сегодня рынок в целом снизился на незначительные 5,9% к предыдущему закрытию. Но только потому, что торги акциями 1331 компании приостановлены, ценные бумаги еще 747 организаций упали на дневной максимум в 10%, пишет Bloomberg.
Финансовые власти временно запретили оборот бумаг государственных компаний. Сами госкомпаниям дали директиву выкупать акции других компаний, особенно тех, долями в которых они владеют. Страховщикам разрешили покупать акции на 40% своего капитала, раньше лимит составлял 30%. ЦБ Китая уже говорит о предоставлении ликвидности для стабилизации рынка, не уточняя ее объемы, пишет AP.
Чуть раньше регуляторы пытались стимулировать рынки, снизив биржевые комиссии и комиссию депозитария. Кроме того, началось расследование, не было ли манипуляций с рынком с помощью коротких продаж. Искать крайних в падении рынка, который в последнее время рос неоправданно, — бессмысленно. Любой пузырь рано или поздно лопается. Прежний бешеный рост фондового рынка привлек туда множество неопытных инвесторов, которые постоянно покупали акции, тем самым лишь усиливая рост, — надували пузырь.
"Среди новых биржевых игроков были и домохозяйки, и студенты, количество биржевых счетов росло на 1 млн в неделю, а дневные обороты Шанхайской и Шэньчжэньской бирж суммарно достигли $200 млрд, что в 5 раз больше оборотов Нью-Йоркской фондовой биржи", — рассказывает старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. В стране процветало нерегулируемое маржинальное кредитование — кредиты под залог акций. В итоге к 12 июня с начала года индекс Шанхайской биржи вырос на 60%, а с начала 2014 года — на 150%.
По подсчетам аналитиков, просадка в капитализации компаний, торгующихся на китайских биржах, с начала июня достигла примерно $3 трлн. Это, к слову, в 10 раз больше долга Греции, к которой сейчас приковано внимание всего мира. Тригером для обвала рынка послужили как раз попытки властей урегулировать маржинальное кредитование и запрет на нерегулируемое использование плеча на торгах — последовал каскад маржин-колов, а затем и обвал, объясняют эксперты.
Падение рынка в итоге может привести к финансовому кризису: миллионы инвесторов вкладывали в ценные бумаги не просто последние деньги — чужие. Влияние на другие рынки, считают аналитики, будет опосредованным, поскольку иностранного капитала на китайском рынке не так много, погоду делают местные инвесторы, которые сейчас теряют деньги. На этом фоне может случиться небольшой отток средств с развивающихся рынков в долларовые активы.
С другой стороны, грех не вспомнить, что дефолт 1998 года случился чуть позже азиатского финансового кризиса. Азиатский регион и Китай в частности — крупнейшие мировые потребители сырья. В те времена цены на них резко упали. В качестве примера достаточно напомнить, что к осени 1998 года стоимость нефти упала до страшных $8. Сейчас наблюдается похожая ситуация. Более или менее стабилизировавшиеся цены на алюминий с 1 июля упали на $66 — до $1662,5 за 1 т. Медь за тот же период подешевела на $403 — до $5385 за 1 т, никель упал на $1125 — до $10865 за 1 т. Нефть пока держится вблизи вчерашнего ценника — $57,25 за баррель Brent.
Индекс Московской биржи сегодня падал с утра и до полудня. На 13:48 по московскому времени индекс упал к предыдущему закрытию на 1,79%. В лидерах падения экспортеры нефти и металлов, крупнейшим потребителем которых является Китай. Так, акции "Русала" упали в цене на 7,53%, "Татнефти" — 5,49%, "Мечела" — на 4,44%. Впрочем, на стоимость бумаг "Русала" может влиять и продолжающееся антидемпинговое расследование в ЕС.