Что нужно бизнесу для импортозамещения

Автор фото: Архив "ДП"

Бизнес–консультант Виктор Тамберг - о том, что нужно бизнесу для импортозамещения.

В российской социальной реальности витают два взаимоисключающих представления: с одной стороны, мы вот–вот все импортозаместим и всех победим, с другой — мироеды–капиталисты пьют кровь народа. Кто прав, кто виноват, что делать и вообще доколе?
Компании, как и другие системы, созданные людьми, живут по законам биологии. Они стремятся к ресурсам, учатся их осваивать, сопротивляются врагам, борются с конкурентами и тяготеют к экспансии во всех сферах. Наивно ждать от бизнеса доброты или социальной ответственности. Бизнес — это лишь ростки частной инициативы, выживающие по безжалостным законам природы. В одних условиях, когда бизнесу выгодно быть социально ответственным, он будет таковым. В других случаях ждать от бизнеса доброты и человеколюбия — все равно что ждать того же от хищника. Подобно всему живому бизнес по умолчанию заинтересован лишь в собственном росте и адаптации к внешней среде. А общество, в свою очередь, уже может пользоваться теми плодами, которые бизнес способен принести: товарами и услугами, занятостью, налогами.
Бизнес всегда стремится к ресурсам и ищет их источники. Если ресурсы — деньги в кошельке потребителя, то бизнес будет изо всех сил стараться добыть их, предлагая потребителю все новые, улучшенные версии продуктов. Не факт, что эти улучшения будут объективны — это не в логике бизнеса. Бизнес будет делать то, что будет лучше продаваться. Если же ресурсы — деньги бюджета, то бизнес закономерно будет стремиться добывать и осваивать уже их, совершенствуя не товары или услуги, а методы добычи денег из казны. Бизнес будет доить тех, кто распределяет средства, обещая невероятные успехи в будущем, показывая потемкинские деревни и иными способами вытягивая ресурсы из тех, кто ими распоряжается. Такова логика бизнеса, и ничего с этим не поделать. Считать, что за бюджетные деньги, развиваясь вне рыночного поля, бизнес создаст хорошие потребительские продукты, нелогично. Бизнес тяготеет к эффективности добычи и освоения ресурсов, и он лишь будет стараться их добывать и осваивать. Остальное — от лукавого.
Разочарования неизбежны, и скоро мы вновь услышим о том, что наш бизнес плохой, злой и бесполезный. Но эти заклинания будут такими же бессмысленными, как и вера в чудеса импортозамещения. Чтобы бизнес был полезен для общества и что–то мог импортозаместить, он должен добывать ресурсы у потребителей. У бизнеса не должно быть такого количества угроз для жизни со стороны контролирующих структур и криминальной сферы, как сейчас. У бизнеса должны быть понятные и предсказуемые правила игры. А все остальное приложится.