ФАС РФ начинает борьбу с мировыми картелями

Автор фото: Петр Ковалев

ФАС завершает расследование дела о картельном сговоре операторов морских контейнерных перевозок. Под маркой борьбы с заговорщиками антимонопольщики проталкивают идею создания международной антимонопольной организации Global Antitrast.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает компании, занимающиеся морскими контейнерными перевозками, в антиконкурентных действиях. "Основной маршрут движения контейнеров — из Юго-Восточной Азии, как раз из Китая, в Европу. Наш самый крупный порт — это Петербург, мы подозреваем контейнерных перевозчиков в том, что они одновременно на одну и ту же величину повышают ставки фрахта на эти контейнеры", — цитирует заместителя главы ФАС Александра Кинева Интерфакс.
По словам Кинева, аналогичное расследование ведут китайские антимонопольные органы. "Расследование этого дела вступает в завершающую стадию, мы ждали ряд документов как раз из Китая, получили их — и расследование этого дела будет возобновлено", — сказал он.
На вопрос, как отечественная ФАС может влиять на контейнерных перевозчиков, среди которых нет ни одной российской компании, кроме агентов в основном европейских и китайских линий, в ФАС сообщили, что специалисты службы пока еще изучают рынок морских контейнерных перевозок. "Это очень сложный рынок, и ведомство сейчас изучает взаимоотношения между участниками рынка, механизмы ценообразования. Только после этого расследование о сговоре операторов морских контейнерных перевозок будет завершено", — пояснили в ведомстве.
Большая часть товаров, идущих из Китая в Россию, проходят транзитом через порты Гамбург и Роттердам — в них контейнеры приходят океанскими лайнерами, а затем по фидерным линиям доставляются в порт Петербурга. "Океанская составляющая в стоимости перевозки — самая высокая. Как на нее будет влиять ФАС, не совсем понятно", — говорит Денис Негодаев, генеральный директор ООО "Трансфенника Раша". По его словам, ставки фрахта на фидерных линиях из Европы в Петербург в последнее время не растут, можно говорить только об увеличении ставок в экспортном направлении — из Петербурга.
Спрос на морские импортные перевозки из Европы в Петербург с начала текущего года, как ранее писал "ДП", упал более чем на 30% в сравнении с прошлым годом. Спрос растет только на экспорт, что и подталкивает вверх ставки фрахта из Петербурга.
Один из представителей международной контейнерной линии несколько недоуменно отреагировал на инициативу ФАС — как они хотят регулировать ставки фрахта? "Фрахт из Китая в Европу стремительно дешевеет и уже достаточно долго, о каком одновременном повышении ставок говорят в ФАС, непонятно. Цены устанавливаются под влиянием спроса, а он сейчас значительно ниже предложения, и ставки находятся возле минимальных значений. При чем тут сговор?" — вопрошает эксперт.
Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс (SCFI), отражающий стоимость перевозки 20-футового контейнера из Китая в Европу, опустился с отметки $1100, достигнутой осенью прошлого года, до $550 — к началу июля 2015.
Под маркой борьбы с мировым картельным сговором на ранке морских контейнерных перевозок ФАС проталкивает идею создания международной антимонопольной организации, предполагает один из операторов контейнерного рынка.
Ранее руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев презентовал главе российского правительства Дмитрию Медведеву проект создания совместно с антимонопольными органами стран ОЭСР и БРИКС международной антимонопольной организации Global Antitrast.
Проект конвенции о создании Global Antitrast проходит согласование с МИД, МВД, Минюстом и др. В ФАС надеются, что к концу года новая международная организация будет уже создана.