Девелопер Бадаевских складов превращается в невидимку

Автор фото: Михаил Тихонов

Компания "Стоик", которая три года назад заявила о намерении развивать территорию Бадаевских складов на Московском проспекте, ликвидирована. Но от своих планов отказываться не собирается. На участок также претендует группа компаний "Марвел".

Исторические Бадаевские склады, заложенные в начале прошлого века, занимали участок между Московским и Лиговским проспектами, Обводным каналом и Новорыбинской улицей. Интересы ООО "Стоик" распространяются лишь на часть этой территории — на участок 72 га, ограниченный Киевской ул., Черниговской ул., Лиговским и Московским пр. и пл. Московские ворота.
О своих планах компания заявила в 2012 году. Тогда "Стоик" принадлежал Андрею Яковенко, главе и владельцу ГК "Лаком" — одного из лидеров российской кондитерской промышленности, занимавшего 10% рынка производства сахарного печенья и входившего в пятерку крупнейших производителей России. Возглавляет "Стоик" его жена Наталья Яковенко. В 2013-м Андрей Яковенко продал компанию некоему Александру Мацюре (в связях с крупным бизнесом не замечен).
Самому "Стоику" в зоне Бадаевских складов принадлежит небольшой склад. Владелец собирался его расширить и рассчитывал получить в управление всю территорию в 72 га. По оценке Colliers International, здесь можно построить около 1 млн м2 жилой и коммерческой недвижимости. Объем инвестиций может составить $2-4 млрд.
В системе СПАРК указано, что "Стоик" был ликвидирован по решению собственника в марте 2015 года. Наталья Яковенко эту информацию подтвердила, но не объяснила, с чем связано это решение. "Мы не отказываемся от своих планов. Сейчас идет разработка проекта планировки", — сообщила она.
Первоначально проект планировки и межевания территории (ППТ) взялась подготовить фирма "Архитекторы". Проект должен был быть готов еще два года назад. Однако, по словам гендиректора "Архитекторов" Дениса Кириллова, КГА все время требовал вносить дополнения в уже готовый документ, поэтому процесс сильно затянулся.
В КГА пояснили, что поправки в ППТ вносились из-за того, что необходимо было зарезервировать участки для архива РАН, офиса ГУП "Водоканал", ЗАГСа, воскресной школы Новодевичьего монастыря, наземного вестибюля станции метро, детского сада, школы и других объектов.
В КГА сообщили, что теперь на территории Бадаевских складов два интересанта — "Стоик" и "Бернулли ДС" (входит в ГК "Марвел" — дистрибутор IT-оборудования). Первая фирма занимается межеванием, вторая готовит ППТ. Разделение зон ответственности может быть связано с тем, что в одиночку "Стоик" не потянул затраты, предположили в КГА. Новый срок разработки ППТ — 30 мая 2015 года — соблюсти также не удалось. У комитета было много замечаний к документации, которую представила фирма "Бернулли ДС". Например, из ППТ исчезли социальные объекты — детсад и школа. Как только замечания будут устранены, проект согласуют, говорят в КГА.
Однако у "Бернулли ДС" другая версия. "У нас проект готов. Но за последний год в Смольном сменились руководители многих комитетов, вице-губернаторы, сильно поменялось законодательство, нормативы проектирования. В связи с этими изменениями работа по согласованию ППТ заморожена. Мы ждем, когда власти будут готовы к этому", — сообщила представитель "Бернулли ДС" Анна Сахарова.
У "Марвела" также есть склад на территории Бадаевских складов, поэтому его интерес к этому участку понятен. Готова ли компания взяться за развитие всех 72 га, в "Марвеле" не говорят.
Участники рынка предполагают, что даже если бы ППТ был согласован, сейчас вряд ли стоит ожидать появления новых инвестпроектов на месте Бадаевских складов. "Из-за кризиса замораживаются многие проекты коммерческой недвижимости. Те, которые уже начали строить, будут завершены, но новых никто не начинает", — говорит гендиректор ГК "Энерго" Азат Григорьян. Его компания собиралась построить в зоне Бадаевских складов бизнес-центр и гостиницу. Однако в этом году гостиничный проект отложен на неопределенный срок.
Как может заниматься девелопментом ликвидированный "Стоик", не понятно, недоумевает юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнеры" Александра Улезко. С юридической точки зрения, это невозможно. "После внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ компания не может осуществлять права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать счета в банках", — пояснила она.
Однако у компаний, связанных с Андреем Яковенко, богатый опыт в этом смысле. Несколько его обанкротившихся кондитерских фирм продолжают работать и после ликвидации. Например, фабрика "Золотой ключик" выпускает одноименное печенье, которое продается в магазинах.
Дело в том, что в 2010 году у бывшего гиганта кондитерского рынка ГК "Лаком" начались проблемы с кредиторами. В общей сложности сумма их претензий составила около 1 млрд рублей. Например, в 2013 году Сбербанк подал иск в арбитраж о солидарном взыскании долгов с компаний, принадлежащих Андрею Яковенко: "Лаком", "Золотой ключик", "Монолит-Недвижимость", "Монолит", "Бисквит", "Константа" на общую сумму более 473 млн рублей. Но пока шли судебные процессы, компании обанкротились. Выяснилось, что никаких активов у них нет, и взыскивать нечего.
Аналогичная история произошла в 2011-2012 годах с другой компанией Андрея Яковенко — ЗАО "Аптека Герца", которая задолжала кредиторам свыше 100 млн рублей. Тогда активы "Лакома" вывели на подставную фирму ООО "Эквип", и "Аптеку Герца" обанкротили. Кредиторы остались без денег. В 2013 году обанкротился и "Эквип".