Петербургские таксисты просят Георгия Полтавченко запретить Uber и "Яндекс.Такси"

Автор фото: Коньков Сергей

Петербургские таксисты взяли пример с французских и просят губернатора запретить работу мобильных сервисов по вызову такси Uber, GetTaxi и "Яндекс.Такси", намекая на беспорядки. Смольный только пожимает плечами — не наша, мол, компетенция. Протесты выглядят безнадежной схваткой с новыми технологиями.

Петербургские таксисты воодушевились успехами французских коллег, на которые ссылаются в своем обращении, размещенном на сайте партнерства "Петербургское такси". Онообъединяет службы "Такси 777", "068", "Автолайн", "6000000", "7000000", "Командир" и ряд других. Таксистам не нравится, что "Яндекс.Такси" и GetTaxi позволяют любому человеку подключиться к их системе и получать заказы.
В Москве, отмечают они, работать через эти приложения могут только водители, у которых есть разрешение на перевозку пассажиров. А сервис Uber, который открыто заявляет о своей работе по законодательству Голландии, обвиняют в том, что он не платит налоги, не обеспечивает безопасные поездки, а также нарушает закон "О защите конкуренции".
Буквально несколько дней назад во Франции арестовали двух топ-менеджеров Uber. Детали следствия, которое длится против компании с ноября прошлого года, особенно не известны. Но суть претензий — та же самая.
Однако петербургское сообщество передергивает факты и в результате их обращение можно даже расценить как угрозу. "Во Франции таксистами были заблокированы основные магистрали столицы и блокирована работа аэропортов. В Париже было сожжено несколько сотен автомобилей и прошли массовые беспорядки. Это вызвало необходимость срочной реакции властей (на уровне президента) и запрета сервиса Uber на территории Франции", — говорится в тексте.
Все эти факты имели место, но в несколько ином порядке. Во Франции компанию официально запретили с начала года. Сервис же продолжает работать в ожидании решения Конституционного суда Франции, слушания пройдут в сентябре. Руководителей французского подразделения Uber арестовали почти сразу же после массовых протестов таксистов, благодаря чему история и получила такое широкое распространение. Протесты в красках описывали все — от общественно-политических до технологических изданий.
Петербургские таксисты также указывают, что компании Uber уже запретили работать в некоторых штатах Австралии, нескольких городах Германии, нескольких городах Индии, в Испании, в Китае и в некоторых штатах США. Основания в целом те же. Таксисты настаивают: "Просим вас, уважаемый Георгий Сергеевич, принять неотложные меры для запрета деятельности IT-компаний". Они также просят инициировать проверку, но сначала — запретить.
Работают компании в правовом поле или нет — вопрос отдельный. Станут ли разбираться в нем власти, пока не ясно. Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов уже высказался на своей страничке в Twitter, что этот вопрос в компетенции федеральных властей, да и вообще обращаться нужно к законодательной власти.
Может быть, федеральные власти дадут поручение органам проработать вопрос. Законодатели, пожалуй, создадут по этому поводу рабочую группу или даже проведут круглый стол. Яндекс уже распространил комментарий, в котором утверждает, что работает только с официальными таксопарками и диспетчерскими. У всех водителей, отмечается в пресс-релизе, есть разрешения городского комитета по транспорту. Остальные компании пока хранят молчание, работают.
Тут интересно другое. В Петербурге, как и во Франции, таксисты, подобно луддитам в эпоху промышленной революции, протестуют против будущего. Логика-то та же — все и так нормально работало, пришли тут всякие. Удивляет, что власти таких технологически развитых стран, как США, Германия и Китай, пошли на поводу у тех, кто отрицает прогресс.
Если опустить детали, это ничто иное как недовольство технологией, которая распространяется как вирус. Причина простая — удобство. Чистой воды рынок — выигрывает тот, кто делает лучший продукт с меньшими затратами. Те, кто не может встроиться в новые реалии, умирают.
Сервисы экономят за счет отсутствия собственных водителей и диспетчерских служб, им даже традиционная реклама практически не нужна. В том же GetTaxi новый клиент и тот, кто его пригласил, получают бесплатные километры. "Яндекс.Такси" прямо говорит, что пока ничего не зарабатывает в Петербурге, но захватывает рынок низкими ценами. Просто потому что может себе это позволить.
При этом все три бренда на слуху. Конкурировать с ними, кстати, можно за счет уровня сервиса и комфорта — крупные авиаперевозчики, допустим, не разоряются от наличия лоукостеров, у них свои преимущества. Например, "ТаксовичкоФ", отказавшийся от комментариев, во всех машинах предлагает Wi-Fi, зарядки для смартфонов и оплату банковскими картами. То есть компания ориентируется по сути на ту же аудиторию. И в сообществе таксистов она не состоит.    
В силу простоты подключения водителей и скользящего графика на линии у подобных сервисов огромное количество машин. То же "Яндекс.Такси" называло число от 700 до 1000. При этом клиент еще до заказа видит, где находится ближайшая свободная машина, после заказа — время до ее приезда. Водитель же знает, например, что на банковской карте клиента уже заблокирована нужная сумма для оплаты. Вопрос безопасности водителя окончательно это не снимает, но его хотя бы не обманут. На водителя, в случае чего, можно нажаловаться или просто лишить его чаевых, ни с кем при этом не разговаривая. Отсутствие разговоров и есть главный плюс — такси заказывается одним нажатием кнопки, никому не нужно ничего объяснять.
Создатель израильского GetTaxi Шахар Вайсер в интервью российскому Forbes рассказывал, что придумал сервис, когда очень долго не мог дождаться такси в аэропорт и не понимал, что вообще происходит. В диспетчерской сначала не могли найти его заказ, потом — водителя, час и прошел. Человек посмотрел на проблему глазами клиента — так, в общем-то, все прорывные бизнес-идеи и рождаются.    
Пока таксисты Петербурга пишут письма, вместо того чтобы самим удариться в технологии, Uber покупает картографическое подразделение Microsoft. GetTaxi в это время продолжает покорять крупные города России, на днях сервис зашел в Нижний Новгород. У "Яндекс.Такси" после введения в начале июня нового тарифа вдвое выросло число заказов.
Вот даже интересно, станут ли их шоферы бить стекла и жечь автомобили, когда лет через пять-десять машины смогут ездить вообще без водителей.