Новое дело для Михаила Ходорковского — в СКР вспомнили убийство в Нефтеюганске

Следственный комитет РФ возобновил следствие по делу об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Михаил Ходорковский довыступался, кажется, хотят сказать власти и обещают достать его хоть в Швейцарии.

"В связи с вновь открывшимися обстоятельствами принято решение о возобновлении расследования уголовного дела об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова", — такое сообщение неожиданно появилось на сайте СКР. "По появившейся в распоряжении Следственного комитета оперативной информации в роли заказчика этого убийства и ряда других особо тяжких преступлений мог выступать непосредственно руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский", — говорит руководитель управления взаимодействия со СМИ Владимир Маркин.
Он обещает, что в ходе расследования планируются в том числе "допросы свидетелей и подозреваемых, среди которых, вероятнее всего, будет и Михаил Ходорковский". "Думаю, что его отсутствие на территории России не станет непреодолимым препятствием для проведения с ним всех необходимых следственных действий", — предупреждает Маркин.
Дело об убийстве Владимира Петухова — одно из ключевых в череде обвинений в адрес экс-владельца ЮКОСа. Именно по нему еще в 2006 году получил 24 года лишения свободы бывший глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин (через 2 года приговор пересмотрели на пожизненное) и был заочно приговорен к пожизненному заключению бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин. Еще важнее то, что именно благодаря этому делу противники Михаила Ходорковского получили возможность обвинять его в организации убийств: "У этого человека кровь на руках", — заявил в 2010 году Владимир Путин.
Третьего дела Ходорковского ждали, так как в 2014-м истекал срок его заключения. Но считалось, что это может быть расследование в рамках дела экспертов, якобы получавших деньги за выгодный ЮКОСу доклад, подготовленный в 2012 году по поручению Дмитрия Медведева. Из-за допросов в СКР эмигрировал в Париж экономист Сергей Гуриев, но дело так и не было возбуждено. Вместо этого в декабре 2013-го Михаил Ходорковский был помилован и немедленно вылетел в Германию.
Сразу после освобождения экс-олигарх заявил, что не собирается заниматься политикой. "Не буду заниматься политикой в плане борьбы за власть, — сказал он. — Буду заниматься деятельностью, в частности, для освобождения политзеков". И добавил, что для спонсирования оппозиции у него также "нет финансовых возможностей". Все сошлись на том, что это и было одним из условий его освобождения.
Но прошло какое-то время, и Михаил Ходорковский сначала выступил на майдане в Киеве, а затем возродил проект "Открытая Россия". Официально организация не регистрировалась, но под ее эгидой оппозиционеры начали устраивать семинары и встречи в регионах. Сразу стало понятно, что какое-то, прямо не артикулируемое, стремление повлиять на будущие выборы есть. В интервью Ходорковский уже начал рассуждать про выборы, про то, как изменится ситуация ближе к ним и после них, и хоть политиком себя он называть отказывался, о политике, предвыборных кампаниях и сотрудничестве с Алексеем Навальным говорил немало. "Я строю общественную организацию... Это структура, которая должна помочь силам, которые мне близки с идеологической точки зрения, при смене режима получить достаточное политическое представительство", — говорил он в интервью "Медузе". Говорят, что его подпись должна была стать третьей под предвыборным соглашением "РПР-Парнас" и "Партией прогресса" Навального, но от этого отказались в последний момент.
Возможно, какую-то роль сыграло и недавнее решение властей ряда европейских стран инициировать арест госимущества России по искам зарубежных акционеров ЮКОСа. Эти процессы шли сами по себе все время, пока Ходорковский сидел, и, вероятно, давно уже обрели собственную жизнь, но и какую-то причастность самого Ходорковского здесь исключать нельзя. "Рад арестам имущества нашей бюрократии в Бельгии. Ожидаю, что вырученные деньги пойдут на проекты, полезные российскому обществу", — отреагировал в Twitter Михаил Ходорковский.
Реакция властей оказалась предсказуемой — из архивов подняли самое убойное дело. За пару дней до заявления Владимира Маркина провели мощную арт-подготовку: активисты движения "Главплакат" на Тверском бульваре в Москве соорудили инсталляцию в виде груды черепов (как аллюзию на "Апофеоз войны" Верещагина), на Новом Арбате вывесили огромный баннер с портретом Ходорковского в пятнах крови и раздавали "Книгу мертвых", где рассказывалось обо всех убийствах, которые так или иначе связывают с именем Ходорковского.
Сейчас Михаил Ходорковский живет в Цюрихе, как его оттуда собираются доставать следователи, непонятно — они уже грозились добыть из Киева украинских политиков, но пока не сделали этого. "У нас длинные руки", как бы говорит Владимир Маркин, что бы это ни значило. В любом случае экс-глава ЮКОСа получает статус подследственного, скорее всего, дело доведут до конца, заочно приговорят Михаила Ходорковского, чтобы он уже точно никогда не смог приехать в Россию, а в публикациях СМИ получил приставку "осужденный на пожизненное заключение за организацию убийств".