Петербургский маркетолог запустила сервис по доставке посылок из иностранных магазинов

Автор фото: Валентин Беликов

Предпринимательница Елена Дешпит предлагает жителям города и Ленобласти адреса в Финляндии для приема онлайн–покупок.

В конце 2014 года петербургский маркетолог Елена Дешпит вместе с партнерами из Петербурга и Финляндии (их имена предпринимательница не раскрывает) запустили сервис по доставке посылок из иностранных интернет–магазинов Pochta.fi. Инвестиции в проект составили 200 тыс. евро (около 12 млн рублей) — частично кредитных, частично собственных средств учредителей. Их потратили на получение лицензии таможенного агента, разработку ПО, открытие двух пунктов выдачи заказов и аренду складов. Помимо склада в Финляндии компания арендует помещение в США — большая часть посылок приходит именно оттуда. Примерно через 2 года компания планирует окупить вложения и достичь выручки 15 тыс. евро в месяц (около 900 тыс. рублей). Для Елены Дешпит это первый бизнес, до этого она работала по найму маркетологом в крупных компаниях.

Таможенное дело

"Идея зрела у нас давно, она появилась из собственного опыта: я, как и многие петербуржцы, просила финских друзей получать посылки на свои адреса, — вспоминает Елена. — Подготовка шла несколько месяцев: финские партнеры вели переговоры с таможней, пришлось получить семь видов лицензий".
Работа напрямую с финской таможней и интеграция своих онлайн–сервисов с государственными — это и есть основное отличие сервиса от конкурентов, которое позволяет сэкономить на сборах.
При этом компания ориентируется на клиентов из Петербурга и области — пункты выдачи организованы на небольших арендованных участках в отремонтированных грузовых контейнерах, в каждом работает по одному сотруднику–консультанту. Как рассказывает Елена Дешпит, найти работников со знанием русского, финского и английского языков оказалось несложно — в финской приграничной зоне много эмигрантов из России. Всего в штате компании пять сотрудников, задачи по программированию выносят на аутсорсинг. Сейчас на сайте компании 1500 зарегистрированных клиентов.
Зарегистрировать бизнес пришлось в Финляндии — иначе местная таможня не дала бы разрешения на объединение программ и необходимые лицензии. В итоге сервис запустился в конце 2014 года — на пике кризиса, когда с российского рынка начали уходить иностранные компании, что помогло быстро найти клиентов, которые начали заказывать через Интернет привычную одежду (особенно часто в Сети покупают детские вещи), аксессуары, технику и др. "У многих магазинов нет доставки в Россию, но главная причина забирать посылки в Финляндии — экономия, — говорит Елена. — Доставка в нашу страну гораздо дороже, чем в ЕС".
В планах компании — организовать стыковочный склад за границами ЕС, чтобы экономить на НДС. Но аудиторию владельцы предпочитают ограничить Северо–Западом России, чтобы не конкурировать с гигантами рынка.

Расчет на перспективу

Компании, которые выдают личный адрес за рубежом и принимают посылки, называют мейлфорвардерами, среди игроков этого рынка — Shopfans, Shipito, Meest, Shopotam, Polar Express, "Бандеролька" и другие. Эти фирмы работают из разных стран, большинство предоставляют адреса в США. Пользователи таких сервисов — в основном люди 25–35 лет, для личного пользования они покупают чаще всего детскую одежду, зимние вещи, технику и спортивный инвентарь. Некоторые организуют вместе со знакомыми кооперативные закупки продуктов, особенно тех, которые в России найти сложно.
Максим Проторченко, учредитель компании "Интерсолюшен", отмечает, что сейчас, в кризис, платежеспособность населения снизилась, но в перспективе такой бизнес может стать очень популярным, особенно если компании удастся приобрести известность. "У людей остался стереотип, что покупать вещи за границей дешевле, хотя для каждой группы товаров итог будет разным", — говорит он.
Владелец логистической фирмы 2Cubes Вадим Скаржевский добавляет, что мелкие грузы из–за границы обходятся зачастую дороже, чем крупные, и предложения по их выгодной доставке всегда актуальны. "Хотя я сомневаюсь, что кто–то специально поедет в Финляндию, к примеру, за брюками, и вряд ли все жители Северо–Запада так часто ездят в Иматру и Лаппенранту, как это принято считать", — добавляет предприниматель.