Возможный дефолт Греции давит на евро

Автор фото: Global Look Press

Возможность дефолта в Греции, за который жители страны могут проголосовать уже 5 июля, тянет евро на дно. Решение предоставить народу выбор, включать ли режим экономии, на котором настаивают кредиторы, парламент Греции принял в выходные.

В пятничном ночном обращении к нации премьер Греции Алексис Ципрас заявил, что народ сам проголосует за целесообразность режима экономии — условия, на котором настаивают кредиторы в Греции. Сам факт объявления такого голосования означает, что у Греции нет денег на выплату долга, однако ответственность за любые последствия власти страны перекладывают на своих граждан. Греция 30 июня должна выплатить МВФ 1,7 млрд евро, чтобы получить очередной транш помощи. Кредиторы отказались ввести отсрочку до проведения референдума.
На фоне плохих новостей из Греции и хорошей статистики из США доллар заметно укрепляется по всему рынку. Так, например, с открытия торгов на Московской бирже курс доллар вырос больше, чем на 50 копеек — до 55,38 рубля к 12:10 по московскому времени. Курс евро к доллару на тот же момент составлял $1,1118.
Всех удивил отчаянный шаг премьер министра Греции Алексиса Ципраса, который назначил референдум в стране на 5 июля с целью делегировать решение по принятию навязываемого плана реформ населению, пишет аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Ожидалось, что окончательно согласование помощи Греции произойдет в выходные.
"Говорить о следовании демократическим принципам некорректно, так как совершенно очевидно, что господин Ципрас зажат между двух огней — избирателями, у которых и так есть множество поводов для недовольства, например паника в банковском секторе, и кредиторами. Теперь практически неминуем технический дефолт Греции".
Курс евро/доллар отреагировал резким снижением на действия греческого правительства, отмечают в "Альпари". Падение к пятничному закрытию составило больше 200 пунктов. Давление на евро будет сохранятся, возможен уровень в $1,08, если валюту начнут агрессивно продавать, пишет аналитик Владислав Антонов. Обновление минимума курса европейской валюты может случиться в случае дефолта.
Уровень в $1,08 не исключает и аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова. Вероятность дефолта уже частично заложена в цены, отмечает она. Неразрешенность греческой проблемы сохранит давление на рискованные активы — доллар вполне может отправиться к июньскому максимуму вблизи 57,06 рубля. Однако тут есть и еще один умеренно-негативный фактор — регулярная скупка российским ЦБ валюты.
Невозможность погашения краткосрочных обязательств перед международными кредиторами — МВФ, ЕС, ЕЦБ —  сделает крайне затруднительным рефинансирование среднесрочных и долгосрочных греческих долгов, напоминает аналитик Exness Сергей Кочергин. Уже в июле Греция должна отдать ЕЦБ 3,5 млрд евро, а в целом международным кредиторам — около 324 млрд евро.
Отказ Греции Греции платить по долгам не сможет вызвать обвал на рынке ценных бумаг, считает директор по инвестициям Julius Baer Буркхард Варнхольт. Во-первых, дефолт — событие ожидаемое. Во-вторых, почти все греческие гособлигации принадлежат государственным институтам, которые не станут ни паниковать, ни отказываться от своих обязательств. В-третьих, на долю Греции приходится не более 2% от европейского ВВП и, таким образом, она не в состоянии сыграть печальную роль Lehman Brothers в Европе. Вероятность выхода Греции из зоны евро в банке также считают низкой, если только Греция не сделает этого в одностороннем порядке.
Сегодня, чтобы избежать паники среди вкладчиков в Греции, закрыли банки до 6 июля. Во время внезапных банковских каникул на кредиты не будут начислять проценты, а дневной лимит на снятие наличных с карт ограничен 60 евро. Несколько недель назад вкладчики Греции за 3 дня вывели со своих счетов 3 млрд евро — около 2,2% от всех греческих депозитов.
Однако, считают аналитики, выход Греции из еврозоны на практике маловероятен. Переговоры, скорее всего, будут продолжаться, а компромиссное решение будет найдено. Оно просто необходимо для того, чтобы избежать паники на финансовом рынке. Пространство для переговоров еще остается, заявил сегодня еврокомиссар по валютным и финансовым вопросам Пьер Московиси. О том, что переговоры по Греции могут в любой момент возобновиться, говорит и министр финансов Франции Мишель Сапен.
В случае дефолта, вероятность которого в Exness оценивают выше 60%, международные кредиторы вправе потребовать досрочного погашения всех долгов. Паритет евро и доллара, вероятно, случится значительно раньше конца 2015 года. Разговоры о паритете, к слову, начали вести с новой силой после того как ЕЦБ начал программу количесвенного смягчения, скупая ценные бумаги еврозоны, а также после прихода к власти в Греции популистской партии "Сириза". Повестка политического объединения как раз таки строилась на урегулировании долгов без последствий для граждан страны.
Поведение Греции с тех пор напоминает соседа, который постоянно брал в долг, не отдавал, но умудрялся перезанять. Сейчас, когда кредиторы вдруг говорят решительное "нет", те искренне удивляются и напирают на демократические ценности, колыбелью которых считается страна. Кредиторы так долго сохраняли хорошую мину при плохой игре, поскольку Греция может стать примером для других стран еврозоны, вложения в долги которых со стороны ЕЦБ намного выше — например, Португалии, Испании. То есть плохо будет всем в еврозоне.
С самой же Грецией в случае выхода из еврозоны и создания собственной валюты ничего не будет. Да, экономика рухнет: новая валюта тут же обесценится, цены и безработица возрастут, но зато исчезнут обременительные долги. Рано или поздно это обернется экономическим ростом. Перед глазами пример Исландии, где в 2010 году, народным опять же голосованием, решили не выплачивать внешний долг. С тех пор ВВП страны только рос. Безработица, по данным на май, составила 4,1%, мартовские данные по Греции — 25,6%.
Однако Исландии было проще в силу отсутсвия в еврозоне. Повторить успех исландского суверенного дефолта у Афин не получится: Греция находится в центре внимания, очень много шума в СМИ, остро стоит вопрос политической воли, говорят в "Альпари".