Компания "СКАУТ" за 2 года выросла на 33%, достигнув оборота 244 млн рублей

Автор фото: Беликов Валентин

Группа компаний "СКАУТ" выросла за 2 года на 33% на падающем рынке мониторинга транспорта за счет выпуска нового продукта — системы для снижения аварийности автомобилей.

Компания "СКАУТ", участник рейтинга "Gazelle Бизнеса — 2015", выросла за 2 года на 33%, достигнув оборота 244 млн рублей. С 2011 года компания выросла в 2,5 раза. При этом рынок мониторинга транспорта, на котором работает компания, за время кризиса снизился в натуральном выражении примерно на 20%. В денежном выражении объем российского рынка сейчас составляет 10 млрд рублей. Доля Петербурга — 9–10%.
Во время кризиса рынок поддержали заказы на тахографы, которые стали обязательными для грузоперевозчиков, но сейчас спрос на них упал, компании уже оснастили свои автомобили этой системой. Коммерческий директор ГК "СКАУТ" Юрий Висневский отмечает, что за время кризиса на рынке многое изменилось и компании, которые были лидерами в середине нулевых, перешли во второй эшелон.
Эта сфера, по мнению предпринимателя, требует постоянной активности от игроков рынка — спрос на каждый продукт со временем угасает.
"Особенно сейчас, когда большинство автопарков уже оснащены базовыми системами мониторинга, нужно убедить клиента в необходимости дополнительного контроля", — поясняет он.

Вместо кнута

Новый продукт — система безопасного вождения, которая контролирует скорость и дает водителю советы по выбору безопасного маршрута и стиля вождения. Разработку системы компания начала еще в 2012 году, постепенно вложив несколько десятков миллионов рублей. В 2013 году уже поступали заказы, на данный момент вложенные средства полностью окупились.
"Системы мониторинга транспорта обычно рассматривают как кнут для водителей, слежку за расходом топлива и нецелевыми поездками, — говорит Юрий Висневский. — Мы же позиционируем свой продукт как систему для защиты водителя, снижения аварийности, и иностранные компании этим сразу заинтересовались".
Кризис на рынке, считает Юрий Висневский, продлится еще около 2 лет, и он рассчитывает на рост выручки не более чем на 30% в год.

"Руки" на местах

При этом рынок снова ожидает помощи от законодателей: с 1 января 2015 года обязательной для новых транспортных средств станет установка разработанной по распоряжению правительства системы "ЭРА–ГЛОНАСС", которая автоматически оповещает аварийные службы при ДТП. С 1 января 2017 года требование распространится на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе, затраты при этом лягут на плечи автопроизводителей. Объем рынка, который составит эта система, оценивают в 175 млрд рублей.
Участники рынка готовятся к новым переменам, но предполагают, что сроки могут перенестись — запуска "тревожной кнопки" ожидали еще в 2013 году. Часть, которую смогут занять на новом рынке производители систем мониторинга, сравнительно невелика, но большинство компаний в этой сфере относятся к малому и среднему бизнесу, и для них "добавка" будет значительной. Годовая выручка лидеров обычно не выше 200–300 млн рублей в год. Заметные игроки петербургского рынка систем мониторинга — "ГЛОНАСС Омникомм", "Румикс", "Автосат", Global Position и др.
Пока система экстренного реагирования на бизнес мониторинговых фирм не повлияла, говорит гендиректор ГК "Ставтрэк" Иван Матвеев, поясняя, что потребители новых терминалов — фирмы в сфере автопрома, а они работают с производителями навигационного оборудования напрямую.
"В будущем коммерциализация этой системы для нас возможна за счет предоставления дополнительных сервисов клиентам: поиск угнанного авто, обслуживание, ремонт оборудования, — рассуждает предприниматель. — В любом случае это интересный рынок, для поддержания работоспособности АО "ГЛОНАСС" (компания организована государством и занимается введением в эксплуатацию системы оповещения) нужны "руки" на местах".