Рынок грузоперевозок–настоящее и будущее

Занимаясь грузоперевозками уже долгое время, руководство компаний-перевозчиков практически ежедневно сталкивается с целым рядом проблем

Занимаясь грузоперевозками уже долгое время, руководство компаний-перевозчиков практически ежедневно сталкивается с целым рядом проблем самых различных направленностей – начиная от цен на топливо, технику и ее обслуживание, заканчивая проблемами с низким уровнем организованности партнеров, клиентов и другими «человеческими факторами».
Даже самые крупные транспортные компании, которые имеют внушительный автопарк, не могут удовлетворить потребности крупных производителей, заводов, фабрик. Им же, в свою очередь, не выгодно содержать целый автопарк и оплачивать работу целого штата водителей, автомехаников, логистов. Плюс ко всему, крупногабаритные перевозки часто предусматривают использование спецтехники и оборудования, которое стоит больших денег и приобретать его для нерегулярного использования – невыгодное вложение. Поэтому, даже очень крупные компании-производители все же решают обращаться к компаниям-грузоперевозчикам.
Сейчас ситуация в сфере грузоперевозок складывается таким образом, что даже государственные предприятия, имеющие в своем распоряжении собственный автопарк, стараются перейти к услугам частных грузоперевозчиков. Хоть это и несет дополнительные риски в виде порче или утраты груза, всевозможные неприятности на стороне грузополучателя, но такой аутсорсинг значительно удешевляет производимую продукцию, поэтому такая тенденция стремительно набирает обороты, несмотря даже на очевидные минусы.
Текущая связь между грузоотправителем и грузополучателем в большинстве случаев поддерживается не только за счет перевозчика. Существуют еще и множество так называемых «прокладок» - компаний-посредников, именующих себя транспортными компаниями. Самое удивительное в этих транспортных компаниях – это полное отсутствие транспорта для перевозки грузов. По сути – это перекупщики, которые берут заказы у производителей, а потом по более низкой цене заказывают перевозку уже у перевозчика. Сегодняшнее развитие технологий позволяет даже, не имея собственного офиса, а имея только лишь выход в интернет, собирать заказы на специализированных сайтах, досках объявлений, форумах, давать обещания заказчикам, а потом лишь искать реального перевозчика для клиента. Естественно, такие посредники за свою деятельность берут не самый маленький процент от сделки.
Казалось бы, если всех все устраивает, то что в этом плохого. Только вот мало кто задумывается о том, что среди реальных компаний-перевозчиков около 80% - это частные предприятия, которые работают без оплаты НДС и единого налога. Оставшиеся 20% - это крупные предприятия-перевозчики, работающие на ОСН с налогом на добавленную стоимость. А ведь практически все владельцы грузов работают только с НДС. Логично предположить, что данный факт предоставляет широкое поле деятельности для всевозможных махинаций и афер. И, конечно же, данное положение явно требовало вмешательства на уровне государства.
И вот в январе этого года были внесены правки в законодательство, касающееся сферы грузоперевозок в частности. Например, новый закон о налогообложении ужесточал ответственность за создание фирм-однодневок и существенно усложнял жизнь различного рода посредников. Такой закон уже давно ожидался крупными и законопослушными перевозчиками, и теперь все ждут, когда же закон с бумажного варианта станет работающей машиной по борьбе с «серыми» схемами и посредничеством.
Но на практике ситуация складывается немного иначе. Индивидуальные предприниматели имеют аргументированные тарифы, и оказывать свои услуги по меньшим расценкам им просто не выгодно. Компании-производители же не видят смысла платить на 18% больше за услуги, которые ранее оказывались дешевле. Вопрос о том, кто должен получать меньше или платить больше – очень спорный, но факт остается фактом – на перевозчиков со стороны государства сейчас существенно усилилось давление, и работать в таких условиях многие не хотят. Планируемая плата за проезд на трассах с большой грузоподъемностью, внедрение тахографов – эти условия сводят рынок грузоперевозок практически на грань выживания.
Давать какие-либо прогнозы относительно развития рынка грузоперевозок сейчас мало кто берется, но на текущий момент есть версия, что данная отрасль попросту замрет, как невыгодная для владельцев этого бизнеса. Возможно, что в сложившейся ситуации предприятиям придется самостоятельно решать вопросы перевозок и заниматься собственным автопарком.