В Петербурге стремительно сокращается оборот непродовольственной розницы

Автор фото: Ковалев Петр

Оборот непродовольственной розницы в Петербурге стремительно сокращается. Если в январе он упал на 6%, то в апреле уже на 20%. Эксперты считают, что в ближайшие месяцы тренд продолжится.

В апреле оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Петербурге сократился на 20% и составил 49 млрд рублей. Всего за первые 4 месяца текущего года в Петербурге было продано товаров на 195 млрд рублей, подсчитали в "Петростате". Аналитики агентства "Инфолайн" считают, что статистика в мае–июне покажет "проседание с ускорением".

Заработали на детях

Из всех непродовольственных сегментов розницы лучше всего себя чувствует деский ретейл. По итогам этого года эксперты прогнозируют, что российский рынок детских товаров вырастет на 2%, с 502 млрд рублей до 516 млрд рублей.
Лидером на рынке детских товаров является ГК "Детский мир", по итогам 2014 года доля компании на российском рынке составила 10%.
По словам генерального директора ГК "Детский мир" Владимира Чирахова, уровень консолидации на рынке детских товаров очень низкий, нецивилизованная розница будет сокращаться. При этом топ–менеджер уверен, что доля компании по итогам 2015 года вырастет до 11,5%.Такой прогноз Владимир Чирахов объявил, выступая на конференции "Неделя российского ретейла" в начале июня.
В прошлом году "Детский мир" открыл 56 магазинов, в планах на этот год — открытие не менее 60 торговых объектов детских товаров. По словам Владимира Чирахова, около 30% открытий придется на Москву и Северо–Запад.
Согласно рейтингу компании "Инфолайн", топ–100 крупнейших розничных сетей России по выручке, "Детский мир", занимает 27–ю строчку (315 магазинов).
Вторым крупнейшим игроком на рынке детских товаров является петербургская ГК "Дети" (развивает сети "Здоровый малыш", "Дети", "Фигли–Мигли", "Аптечка для вас", Orchestra и др.), в рейтинге "Инфолайна" занимает 47–ю строчку (205 магазинов).

Не хотят покупать

Среди топ–10 сетей России, работающих в непродовольственном секторе, наиболее высокие темпы роста в 2014 году продемонстрировал петербургский игрок "Юлмарт". Он нарастил в 2014 году выручку на 50%, также высокие темпы роста показали DIY–сеть "Леруа Мерлен" (26%) и лидеры рынка розничных продаж: спортивных товаров — "Спортмастер" и косметики и парфюмерии — "Л`Этуаль".
По словам генерального директора "Юлмарта" Сергея Федоринова, повальная истерия покупок в декабре 2014 года сейчас сменилась потребительской депрессией. Слова топ–менеджера подтверждает исследование компании GFK, которое демонстрирует удручающую картину. В I квартале 2015 года количество проданных устройств снизилось почти вполовину, и только крупная бытовая техника и сегмент телекоммуникаций показали снижение продаж в штуках "всего лишь" на 42,8 и 31,9% соответственно.
Позитивная динамика по обороту в рублях лишь в сегменте телекоммуникаций (мобильные телефоны, смартфоны).
По прогнозу GFK, по итогам года продажи бытовой техники и электроники покажут падение на 22% в рублях. Количество проданных устройств может снизиться по сравнению с 2014 годом почти на четверть (–24,3%).
Среди основных трендов на рынке онлайн–торговли Сергей Федоринов, выступая на "Неделе российского ретейла", назвал мультиканальную стратегию сбыта, развитие маркетплейса и программ лояльности. Также, по его мнению, рынок ждут слияния и поглощения и уход с рынка компаний с ошибочной бизнес–моделью. У самого "Юлмарта" стратегической целью является иметь интегрированный маркетплейс к 2018 году.
Финансовый директор компании "Евросеть" Дмитрий Мильштейн отметил, что компания продолжает развиваться за счет новых открытий и улучшения сервиса для покупателей. По словам топ–менеджера, потребители сейчас очень ценят сервис, любому человеку нравится, когда ему продают товар "по–домашнему", "как дома".

Экономия на брюках

Тяжелее всего, с точки зрения продаж, в этом году обстояли дела на рынке одежды, обуви и аксессуаров.
Некоторые игроки сокращали магазины, некоторые и вовсе уходили с рынка.
Общий прирост продаж в мае на российском рынке одежды и обуви составил 18% в деньгах, в натуральном выражении падение составило 2,5%, подсчитали в Y Consulting.
"Май — это самый хороший месяц с июня 2014 года в целом по динамике like–for–like", — говорит генеральный директор Y Consulting Дарья Ядерная, отмечая, что в Петербурге в мае прирост продаж составил 7,4% в рублях, но при этом и падение в апреле было менее глубоким, чем в Москве.
В целом прирост продаж одежды и обуви обусловлен началом теплой погоды и началом продажи летнего ассортимента, также свою роль сыграло падение выездного туризма в мае.
По мнению экспертов Y Consulting, Петербург — город с менее емким, но более стабильным спросом, поэтому колебания происходят не столь значимые. В Петербурге общее падение продаж за I квартал 2015 года составило 14% в стоимостном выражении, около 39% в натуральном выражении, это хуже, чем в среднем по рынку.
Рынок аксессуаров, в отличие от 2008 – 2009 годов, переживает еще больший кризис: объемы продаж бижутерии, сумок стремительно сокращаются из–за резкого падения трафика. Единственным устойчивым сегментом остается ювелирный рынок.
Однако есть игроки на рынке одежды и обуви, которые даже в кризис активно развиваются. Так, обувная сеть Kari, созданная в 2012 году бывшим владельцем "Эльдорадо" Игорем Яковлевым, в 2014 году увеличилась на 432 объекта и на начало 2015 года насчитывала 818 магазинов в России, а ее выручка выросла на 60%.
Сеть одежды Modis, входящая в Retail Brands Collection, бенефициарами которого являются основатели продуктовой сети "Копейка" Сергей Ломакин и Артем Хачатрян, последние 2 года показывает бурный рост продаж. Так, по оценке "Инфолайн", в 2013 году выручка выросла на 75%, а в 2014 году — на 35%. Сеть входит в топ–100 крупнейших сетей России. Две другие сети, принадлежащие этим бизнесменам, FixPrice и "ЦентрОбувь", также входят в сотню крупнейших компаний России по выручке. По итогам 2015 года Y Consulting прогнозирует прирост продаж на уровне 4,2 – 4,4% в деньгах и сокращение на 13% в натуральном выражении.

Денег нет

По оценке Nielsen , во II квартале 2015 года более 18% россиян заявили об отсутствии свободных денег. Для сравнения: в кризисном 2009 году о полном отсутствии свободных денег заявляли только 4 – 7% россиян. Основными статьями расходов россиян после трат на продукты питания и оплаты необходимых услуг (ЖКХ, медицина) являются одежда (36%), погашение и обслуживание кредитов и долгов (31%), а также развлечения вне дома (28%). При этом готовность экономить на расходах на ремонт, одежду или развлечения все еще ниже, чем в 2009 году.