«Фосагро» запустило в Усть-Луге терминал по перевалке удобрений

Автор фото: Тихонов Михаил
Торговые суда под погрузкой в Морском торговом порту Усть-Луга.

ГК «Фосагро», подконтрольная Андрею Гурьеву, вложила 650 млн рублей в терминал по перевалке удобрений в Усть-Луге. Он будет конкурировать с петербургским терминалом минеральных удобрений "Уралкалия", а также с финскими и прибалтийскими портами.

Группа «Фосагро», один из лидеров российского рынка минеральных удобрений, совместно с логистическим оператором «Ультрамар» 16 июня ввела в промышленную эксплуатацию терминал по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга, вложив в него 650 млн рублей. «Смарт Балк Терминал» (СБТ) позволит производителю удобрений переваливать от 1,5млн до 2 млн тонн продукции в год и заместить портовые мощности, расположенные в Финляндии и странах Прибалтики, российскими.
Потребности в перегрузке удобрений на экспорт сейчас в регионе огромные. Для сравнения: сейчас заявленная мощность Балтийского балкерного терминала (контролируется группой «Уралкалий») в порту Петербурга - 6,2 млн тонн. А по факту, по данным морской администрации порта, в Петербурге в 2014 году было перегружено 7,6 млн тонн удобрений. Причем рост перевалки минудобрений за год составил 26% - плюс 1,5 млн тонн.
Проект в Усть-Луге финансируется за счет собственных средств соинвесторов пропорционально их долям в «Смарт Балк Терминале» (70% принадлежит «Фосагро», 30% - «Ультрамару»). Текущая проектная мощность терминала составляет от 1,5 млн до 2 млн тонн удобрений в год с возможностью расширения до 3 млн тонн. Сейчас СБТ способен обрабатывать до 180 вагонов-минераловозов в сутки (около 12 тыс. тонн минеральных удобрений). Скорость погрузки судов - до 15 тыс. тонн в сутки.
ОАО «Фосагро» намерено использовать СБТ для экспорта, переваливая через него удобрения в 100 стран мира. Ранее сообщалось, что использование нового терминала позволит компании экономить примерно $8 с каждой тонны продукции по сравнению с перевалкой через более далекие и дорогие портовые мощности.
Для хранения продукции в СБТ будут использовать созданные по спецзаказу контейнеры, поставщиком которых выступила китайская корпорация China International Marine Containers.
China International Marine Containers изготовила для терминала 2,5 тыс. контейнеров, что соответствует объему 80 тыс. тонн груза. Предполагается, что с увеличением перевалочной мощности терминала количество контейнеров будет увеличено до 5 тыс. штук. Для China International Marine Containers, одного из крупнейших поставщиков на рынке морских контейнеров, участие в проекте СБТ стало дебютным выходом на российский рынок.
Подконтрольная бизнесмену и экс-сенатору Андрею Гурьеву группа «Фосагро», чья выручка за 2014 год, по собственным данным компании, составила около 123 млрд рублей, производит более 6,1 млн тонн удобрений в год, 74% продукции идет на экспорт. Помимо «Смарт Балк Терминала» компания имеет в Усть-Луге Европейский серный терминал (ЕСТ), который позволяет переваливать около 1 млн тонн удобрений в год. В настоящее время там ведутся работы по созданию складской и погрузочной инфраструктуры. В сумме через портовые мощности в Усть-Луге «Фосагро» намерено продавать около половины всей своей экспортной продукции.
«Создание собственного балкерного терминала позволит «Фосагро» повысить эффективность логистической системы, так как в состав группы уже входит железнодорожный оператор «ФосАгро-транс», в управлении которого находится парк из 6,6 тыс. грузовых вагонов (преимущественно хопперов-минераловозов), в том числе почти 6 тыс. единиц находится в собственности», - полагает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Доля нового терминала в объеме экспорта в 2015 году может составить около 15%, а по итогам 2016 года превысить 30%, говорит аналитик.
Сейчас непростое время – наблюдается спад импортных грузов. По Санкт-Петербургу он составляет где-то 15%, по контейнерам – до 30%, но, несмотря на это, за счет открытия новых терминалов и увеличения экспорта порты увеличивают свой грузооборот. За 5 месяцев этого года 7 портами Балтийского моря было загружено 95 млн тонн грузов. В частности, порт Усть-Луга увеличил свой грузооборот за эти пять месяцев на 18%. В балансе мы имеем прирост грузооборота по всем портам Администрации морских портов Балтийского моря на 3%. Особенно приятно, что «Смарт Балк Терминал» – это не перераспределение грузов между российскими портами. Этот груз пришел к нам из соседних государств – из Прибалтики».
Петр Паринов
Руководитель ФГБУ "АМП Балтийского моря"
Сегодня основные наши порты – это Мурманск, Санкт-Петербург и Усть-Луга. Мы также грузили достаточно большой объем через прибалтийские порты. Сегодня оттуда мы полностью уходим, переходим в наши порты. В этом году надеемся перегрузить те 1,5 млн тонн, которые мы грузили в Прибалтике, через наш российский порт Усть-Луга. Проект мы ожидаем окупить за 3,5-4 года.
Андрей Гурьев
гендиректор «Фосагро»
Мы увидели тренд на снижение импорта более года назад, еще до санкций. Мы заранее с коллегами из Совета директоров, с акционерами обсуждали вопрос диверсификации грузов, перегружаемых через многопрофильный терминал «Юг-2». Проект СБТ я считаю очень успешным, быстро реализованным. Возможно, компания «Усть-Луга» будет развивать подобные комплексы для перевалки сыпучих грузов. Также у нас есть проекты по наращиванию мощностей, связанных с перегрузкой генеральных грузов.
Валерий Израйлит
Председатель совета директоров ОАО "Компания «Усть-Луга»"
Объем российского рынка минеральных удобрений составляет более $10 млрд и ежегодно прирастает в среднем на 2,5-3%. По оценкам консалтинговой компании Neo Analitics, России принадлежит около 9% мирового производства - это 18,3 млн тонн минеральных удобрений в год. Ключевые игроки российского рынка: ОАО «Уралкалий», ОАО «Фосагро», ОАО «Акрон», АО «МХК ЕвроХим» и ОАО «ОХК «Уралхим». «ФосАгро» лидирует в сегменте фосфорных удобрений с долей 53,5% на отечественном рынке и 11% - на мировом. Ключевые рынки сбыта для минеральных удобрений из России - это Бразилия (19,3%), Китай (12,3%), США (10,5%), Украина (5,6%) и Индия (3,3%). Развитие рынка в ближайшие несколько лет аналитики оценивают положительно: спрос на удобрения из России будет расти в том числе за счет бурного развития аграрного сектора в странах Азии.