Британское правительство продает последние доли в Королевской почте  

Автор фото: Сергей Коньков

В Великобритании правительство планомерно избавляется от своей доли в Королевской почте, а акционирование "Почты России" продолжают откладывать. Привлекательность актива растет, но когда в нем можно будет купить долю, никто не знает.

Британское правительство выручило 750 млн фунтов стерлингов от продажи 15% акций Королевской почты (Royal Mail Plc), сообщил Bloomberg. Сумма, эквивалентная $1,2 млрд, пойдет на погашение госдолга страны. В масштабах долговых обязательств Великобритании (6,04 трлн фунтов стерлингов) выручка от продажи выглядит, конечно, микроскопической, однако тут интересно другое.
Власти островного государства, пусть и далеко не первыми, показывают, что традиционная почта, время которой, казалось бы, ушло, вполне может быть привлекательным активом. Первичное размещение акций в 2013 году принесло правительству Великобритании около 2 млрд фунтов стерлингов. И то акции называли недооцененными. В начале 2014 года стоимость достигла исторического пика в 615 пенсов, сегодня они торгуются вблизи 500 пенсов.
Сравнивать почтовые службы Британии и России — дело, конечно, сомнительное. Как минимум масштабы стран отличаются. Однако порассуждать о перспективах акционирования и приватизации ФГУПа, история с которыми развивается уже несколько лет, вполне можно.
Началось все даже раньше, чем в Британии, — в 2011 году (тогда вышло поручение правительства), но развиваются события крайне медленно. Законопроект по преобразованию ФГУП в акционерное общество внесли в Госдуму только в прошлом году. Он по-прежнему значится в повестке на апрель 2015 года, но все еще не принят даже в первом чтении. Реорганизация, отмечается в пояснительной записке, необходима, поскольку в условиях архаичной формы собственности привлечение инвесторов затруднительно.
Конкретных планов по приватизации "Почты России" пока нет, в законопроекте отдельно оговаривается, что в программу приватизации госимущества ее вносить не будут. Условия приватизации отдельно определит правительство. Оно же будет решать вопросы привлечения институциональных инвесторов, говорил заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев на парламентских слушаниях в октябре. "Наши граждане — главные, потенциальные инвесторы", — подчеркивал чиновник.
Привлекательность "Почты России" растет на глазах. В концепции ее развития до 2020 года, в которой не так давно dp.ru подробно разбирался, описаны наполеоновские планы — сфокусироваться на рекламных рассылках, доставке товаров из интернет-магазинов, а также развивать доставку посылок до двери. Для этого планируется построить сеть из логистических центров как внутри страны, так и за ее пределами. На улучшение логистики, обновление IT-систем и модернизацию отделений до 2018 года планируется потратить 130 млрд рублей собственных средств.
Слово "собственных" следует выделить жирным шрифтом. В прошлом году ФГУП впервые за 10 лет получил самую настоящую чистую прибыль — 1,2 млрд рублей. Ее удалось добиться, снизив операционные затраты на 6%. Почтовый монополист показывал в своей отчетности прибыль и раньше, но с 2008 по 2013 года ФГУП ежегодно получал государственные субсидии по 3 млрд — отними их, и все рассыпается. Выручка компании в том же году составила 140,4 млрд рублей, на 5,5% выше, чем в 2013 году.
Пришедший в 2013 году на пост руководителя из бизнеса Дмитрий Страшнов (последовательно был топ-менеджером российских подразделений Electrolux Home Appliances, Philips Consumer Electronics, Philips Consumer Lifestyle и Tele2) доказал, что предприятие, на которое все устали ругаться, вполне может зарабатывать. Не исключено, что появление долгожданного законопроекта появилось в том числе и с его подачи.
Уход прежнего руководителя спровоцировала откровенная неэффективность предприятия, не замечать которую уже было просто нельзя. Рост трафика посылок из заграничных интернет-магазинов привел к тому, что к апрелю 2013 года в аэропортах столицы в ожидании таможенного оформления скопилось 500 т международных отправлений.
Проблему пришлось контролировать вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Минкомсвязи отправило Александра Киселева, который возглавлял почту с 2009 года, в отставку. К концу 2013 года на предприятии прогнозировали поток посылок из-за рубежа до 250 т в сутки, утверждая, что справятся. За первую неделю 2014 года пришло 480 т. Затора не было — помог новый логистический центр вблизи Внукова.
"Почта России" к тому же активно занимается созданием собственной интернет-площадки, которую смело называет российским аналогом онлайн-аукциона eBay или интернет-магазина Amazon. Все расходы берет на себя компания Costmart, основанная выходцами из Biglion. Сотрудничество с последним во время новогодней акции в ноябре-декабре прошлого года позволило продать около 200 тыс. новогодних подарков, а заработать почти 200 млн рублей — в несколько раз больше, чем на всех предыдущих акциях.
В масштабах российского рынка интернет-торговли, который АКИТ по итогам 2014 года оценила в 700 млрд рублей, цифра, конечно, смешная. И уж тем более ухмылку вызывает сравнение с западными гигантами, но поступь на пути к самоокупаемости у предприятия становится все увереннее. Понятно, что все это не подвиг одного человека. Но истории в целом показательны и приводят к банальному выводу — компания, работающая для того, чтобы зарабатывать, работает лучше.    
В декабрьском интервью Дмитрий Страшнов ответ на вопрос о необходимости акционирования назвал очевидным. "Сегодня государству есть на что тратить бюджетные деньги. К тому же дотационная модель, которая была все эти годы у "Почты России", в определенной степени и стала причиной ее неготовности к конкуренции за клиента. Результат — низкий уровень услуг и, как следствие, слабые позиции на рынке".      
Доставка до двери — пожалуй, один из самых важных пунктов программы развития. Рынок растет и в больших городах занят службами доставки типа DHL. Выручка Global Mail (подразделения B2C-доставки DHL) в России, по данным СПАРК, составила 2013 году 413,8 млн рублей. В целом выручка DHL в России превысила 11 млрд рублей.
Сеть DHL охватывает больше 2,8 тыс. населенных пунктов, притом что у компании около 150 офисов в 120 крупных городах. Автопарк насчитывает около 1 тыс. автомобилей. Вторая после DHL по выручке компания DPD (6 млрд по итогам 2013 года) насчитывает больше 100 филиалов в России. Как упоминается на сайте компании, в автопарке на 2012 года было 650 машин.  
Обе компании активно вкладываются в строительство терминалов. Например, DPD в конце года запустила в петербургском терминале новую линию по сортировке почты. Инвестиции в 1 млн евро позволят удвоить пропускную способность — до 20 тыс. посылок в сутки. DHL в 2013 году открыла в Петербурге второй логистический центр площадью 3,7 тыс. м2.  
Если сравнивать эффективность двух частных игроков с "Почтой России" по соотношению отделений и выручки, то разница получается не в пользу ФГУПа. По данным сайта "Почты России", она насчитывает 42 тыс.отделений, в которых работают 350 тыс. сотрудников. При этом выручка в 2013 году составила 133 млрд рублей.
Понятно, что на "Почте России" висят такие социально-значимые функции, как, например, доставка пенсий. И в том числе этот факт обязывает в случае приватизации разрабатывать ее условия правительству, оговаривается все в том же застрявшем законопроекте. С другой стороны не боятся же власти, например, размещать депозиты в частных банках.
Однако озабоченность по этому поводу в декабре выразил даже главный следователь РФ Александр Бастрыкин. Он опасался в том числе иностранных собственников, которые могут завладеть имущественными активами предприятия. Об успехе компаний-конкурентов с западными корнями глава СК тогда ничего не сказал. А законопроект все висит.