В Петербурге мини-пекарни сетевых магазинов отвоевывают долю на рынке у хлебозаводов

Автор фото: Коньков Сергей

Конкуренцию хлебозаводам все больше составляют мини-пекарни сетевых магазинов. Их доля на рынке продажи хлеба уже составляет 20-25%. В ответ заводы увеличивают в 2 раза выпуск зерновых хлебов и мелкопорционной выпечки.

В кризис, чтобы сократить издержки и повысить покупательский спрос, хлебозаводы начинают выпускать порционные и плоские хлеба, новинки в мелкой упаковке, в основном из ржаной и овсяной муки.

Пекарни начали теснить крупных производителей хлеба

Все большую конкуренцию крупным заводам ("Каравай", "Фацер", "Арнаут") составляют мини–пекарни сетевых магазинов, доля которых на рынке продаж хлеба уже составляет 20–25%. Их ассортимент, как правило, состоит из 15–20 видов продукции нескольких наименований.
Как сообщают в сети "Дикси", около 80 из 327 местных магазинов оборудованы мини–пекарнями. "В начале года сеть выпустила хлеб под собственными марками, работа ведется по схеме 100%–ной реализации товара", — говорит Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК "Дикси". Сейчас ассортимент пекарен сети насчитывает шесть видов хлеба и около 20 — выпечки. Продукцию своих мини–пекарен продают также сети "О’Кей" (20 пекарен), "Перекресток" и др.
Мини–пекарни в Ленобласти тоже увеличивают обороты. Как сообщают в областном комитете по АПК, объем производства пекарен к уровню прошлого года составил 100,8%.
Порции меньше
Чтобы товар не залеживался на полке, крупные хлебозаводы начинают делать небольшую по весу продукцию. Тенденция к этому прослеживалась уже несколько лет назад, но сейчас используют еще меньшую фасовку. Так, "Каравай" выпускает привычный покупателю хлеб — "Бородинский", "Карельский" — без горбушек, в упаковке (0,3 кг) и "Уголки зерновые" (меньше 0,2 кг).
В компании "Фацер" также делают ставку на уменьшение порций: хлеб выпускается в нарезке с меньшим количеством кусочков. Недавно предприятие запустило новую линейку из овсяного и ржаного хлеба. Вместе с тем в "Фацер" отмечают смещение покупательского спроса в пользу менее дорогих сортов.
"До кризиса в России у нас был рост по категории хлебов с высокой добавленной стоимостью. Сейчас есть определенное сокращение темпов роста в этом сегменте. Однако в компании надеются, что это временный тренд и покупатель вернется в этот сегмент", — пояснили в "Фацере".
В 2014 году в Петербурге объем рынка хлеба и хлебопродуктов составил 43,3 млрд рублей. При этом руководители крупнейших хлебобулочных предприятий города говорят, что отрасль ежегодно теряет около 1 млрд рублей на возвратах из торговых сетей.
В Ленобласти работают 42 предприятия хлебопекарной промышленности, из них 10 — хлебокомбинаты, 32 — мини–пекарни. Главные производители — холдинг "Петрохлеб", заводы "Аскания", "Ижора хлеб" и "Росхлебпродторг".
Спрос на оборудование
"Хотя цены растут, но производителей больше не интересуют дешевые виды хлеба, они ищут новые зерновые смеси и технологии", — рассказывает Татьяна Никулина, генеральный директор финской компании "Лейпуриен Тукку", основного поставщика зерновых смесей для петербургских хлебозаводов. Сейчас в компании увеличилось количество заказов на оборудование для производства плоского хлеба (лаваш, чапати, пита и пр.).
"Из–за повышенного интереса российских заводов, например, наш партнер в Германии строит дополнительную площадку для производства линий по нарезке и упаковке, которые будем поставлять в Россию", — рассказывает Татьяна Никулина.
Сейчас в структуре продаж компании доля отечественного сырья составляет 40 – 45% против 15 – 20% в докризисные времена. В основном это зерновые смеси, маргарин, фруктово–ягодные начинки, упаковки.
"Однако полного импортозамещения как не было, так и нет: даже в этих продуктах многие ингредиенты покупаются за границей, отчего поднимаются цены на компоненты, произведенные в стране", — говорит Никулина.
По данным Росстата, на 1 июня цены на хлеб из пшеничной муки 1–го и 2–го сортов выросли на 0,2%, до 40,69 рубля за 1 кг, на ржаной и ржано–пшеничный хлеб — остались без изменений, 40,52 рубля за 1 кг.
Сейчас со стороны клиентов наблюдается повышенный спрос на оригинальные изделия. Поэтому наша компания, к примеру, выпускает новую торговую марку "Хлебная карта", которая включает в себя национальные хлеба и мелкоштучные изделия — от итальянского плоского хлеба с сыром и томатами до сайки — русской сдобы с изюмом, всего 11 наименований. При этом покупатели пока не готовы платить столько же, сколько стоит хлебобулочная продукция в Европе. Например, мелкоштучные изделия (булочки) — примерно 25 – 30 рублей, то есть около 0,5 евро. В странах Евросоюза вы не найдете их дешевле 2 евро.
Артур Аникиев
генеральный директор ЗАО "ТД "Ржевка"
Максимальный рост цен на 50% пришелся на некоторые виды сырья, в основном импортного. Но поставщики постоянно ищут замещение импорту, чтобы и качество было не хуже, и цена подходящая. Замечу, что удорожание сырья не привело к резкому скачку цен на готовые изделия на нашем заводе. Сейчас мы стали больше выпекать зерновых хлебов и кондитерских изделий. Однако новый министр сельского хозяйства недавно отменил таможенные пошлины на зерно, отчего цены на муку обязательно пойдут вверх. Об этом уже нас предупредили мукомольные комбинаты. Поэтому в ближайшее время может произойти очередной скачок цен на хлеб.
Татьяна Лепетенина
генеральный директор завода "Вега"