Как предприниматели отказываются от выполнения договоров под предлогом невменяемости

Автор фото: Алешковский Митя/ТАСС
Самый известный случай проверки российского бизнесмена на вменяемость - проведенная недавно психолого-психиатрическая экспертиза основателя Mirax Group Сергея Полонского.

Предприниматели, топ-менеджеры и владельцы компаний могут отказаться выполнять договор под предлогом своей невменяемости. Эксперты убеждены, что предупредить такие злоупотребления практически невозможно.

Гражданский кодекс РФ допускает возможность оспаривания своей сделки даже дееспособным гражданином. Ему достаточно доказать, что именно в момент подписания договора "он был неспособен понимать значение своих действий или руководить ими".

Тут помню, тут — нет

На такие обстоятельства ссылаются не только рядовые потребители, но и участники делового оборота: предприниматели, топ–менеджеры или даже владельцы компаний. Так, не желающая выплачивать миллионный долг КУГИ бизнесвумен Наталья Чичкова заявила, что страдает хроническим психическим расстройством и наблюдалась в городской психиатрической больнице имени Скворцова–Степанова, а подписывая договор аренды нежилого помещения в 2000 году и пролонгируя его в 2005 году, не осознавала своих действий. Назначенная более чем через 10 лет после таких событий судебно–психиатрическая экспертиза подтвердила эти доводы (то есть временное помутнение рассудка). Арбитражный суд вынужден был признать договор аренды недействительным, окончательное решение вступило в силу 18 мая 2015 года.
Схожие дела сейчас рассматриваются сразу в нескольких районных судах Петербурга по искам кредитных организаций (Сити Инвест Банк, Промсвязьбанк, GE Money Банк, Росбанк) — к ИП Марии Ивановой, которая задолжала им в общей сложности около 40 млн рублей. Как и Наталья Чичкова, она утверждает, что в момент подписания договоров была "неспособна понимать значение своих действий" и ходатайствует в проведении психиатрической экспертизы. Один из судов уже отказал в ходатайстве, другие пока не определились по отношению к этому ходатайству.
"Психиатры, которые впервые видят пациента, подтверждают, что 10 лет назад в конкретный день он находился в невменяемом состоянии. На основании таких экспертных заключений суды порой выносят решения о недействительности договоров", — сетует замначальника юридического управления АО "Сити Инвест Банк" Виктория Архипова.
Причем во всех подобных случаях расстройство не желающих исполнять обязательства граждан носило разовый и весьма избирательный характер: они не оспаривают свою дееспособность, не отказываются от выгодных сделок, чаще всего продолжают заниматься бизнесом. "Неспособность" возникала только при заключении обременительных для них договоров и необходимости их исполнять.

Потусторонние силы

Аргументы, которые выдвигают некоторые истцы, порой действительно позволяют усомниться в их адекватности. Так, опять же предпринимательница Любовь Донцова, отказываясь выплачивать задолженность ОАО "Национальный банк "Траст", заявила, что "находилась под гипнотическим воздействием, была зомбирована парапсихологами". Судья в такое потусторонние влияние не поверил.
Более сложную комбинацию попыталась разыграть предпринимательница Танзили Бикмеева, не желающая по решению арбитражного суда выплачивать недоимку за пользование земельным участком. На основании заключения психиатрической экспертизы районный суд признал ее недееспособной.
Но суд отказался пересматривать ранее принятое решение по вновь открывшимся обстоятельствам, так как на момент заключения сделки бизнесвумен была дееспособна, а доказательств ее невменяемости представлено не было.
Соучредитель ООО "УниверсалСтрой" Анатолий Тихомиров, оспаривающий сделку по продаже своей доли, предъявил справку из Военно–медицинской академии. Но служители Фемиды не признали ее достаточным доказательством наличия временного расстройства психической деятельности.

А вы, часом, не псих?

Юристы убеждены, что предупредить подобные споры и негативные для добросовестных участников рынка решения невозможно. "Но минимизировать риск можно, удостоверяя сделку у нотариуса, который обязан оценить дееспособность гражданина на предмет понимания и способности совершения юридически значимых действий", — полагает Александра Петрова, старший юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group. "На практике психиатры иногда действительно выдают сомнительные заключения, а суды соглашаются с выводами экспертов, в том числе отказывая в проведении повторных и дополнительных экспертиз, — констатирует Сергей Токарев из Pen&Paper. — Полностью защититься от такого, по сути, мошенничества невозможно, но при подписании значимых контрактов стоит принимать превентивные меры: заключать договор при свидетелях, запросить у контрагента справку из психдиспансера и т. д. Это не панацея, но в совокупности эти меры позволят доказать, что, подписывая договор, контрагент находился во вменяемом состоянии, а накануне совершал действия, подтверждающие намерение заключить сделку".

Рыночное здоровье

В зоне риска в первую очередь находятся кредитные организации. Но в большинстве опрошенных журналистом "ДП" банков утверждают, что пока с попытками отказаться от возврата займа под предлогом временного помутнения рассудка пока не сталкивались. Директор департамента розничного бизнеса Балтинвестбанка Андрей Запорожский отнесся к ситуации даже с иронией: "Тот, кто захочет потом оспорить договор под предлогом невменяемости, должен суметь добраться до офиса, не возбудив подозрений по дороге. И ухитриться в общем зале на глазах сотрудников вести себя здраво и адекватно".
Но в последнее время число решений о признании договоров недействительными из–за временной невменяемости увеличилось. По мнению Виктории Архиповой, такая практика угрожает безопасности и стабильности всего рынка. "Если такая практика устоит, то банки вынуждены будут запрашивать у всех заемщиков справки о психиатрическом здоровье или подвергать своих клиентов унизительной процедуре обследования", — говорит юрист. Впрочем, покупатели недвижимости на вторичном рынке зачастую требуют справки от психиатра от продавцов, особенно людей преклонного возраста. Не исключено, что недобросовестное поведение отдельных предпринимателей вынудит проходить малоприятное обследование законопослушных заемщиков, арендаторов, продающих бизнес учредителей компаний и др.