В этом году оказался под угрозой традиционный летний спрос на сезонных работников

Автор фото: Матыцин Валерий/ТАСС

Обычно с начала июня растет спрос со стороны работодателей на сезонных работников. В это время люди дополнительно требуются на пищевое производство, в общепит, гостиничный бизнес, сферу туризма. Единого мнения насчет того, ожидать ли этим летом традиционного всплеска временных вакансий, у экспертов рынка труда нет.

Летом количество вакансий с временной занятостью возрастает. Как правило, сезонные колебания кадров есть в пищевой отрасли (производство безалкогольных напитков, сигарет, мороженого), а также в строительстве, напоминает Мария Маргулис, генеральный директор рекрутинговой компании "1000 кадров". "Лето — это всегда жаркий период с точки зрения сезонной работы. Появляется больше временных торговых точек, проводится больше промоакций и т. д. И нужны люди", — добавляет Александр Покрасов, руководитель Antal Russia Staffing Solutions. По словам Дарьи Шурыгиной, старшего аналитика рекрутингового портала Superjob.ru, активнее всего на летнюю работу зовут розничные компании: им требуются продавцы, мерчандайзеры, грузчики. В прежние годы летом росло число предложений временной работы для официантов, барменов, обслуживающего персонала в гостиничном бизнесе, туризме, общепите. Кроме того, растущий спрос на временных работников всегда был связан с заменой уходивших в отпуска штатных работников.

Туманное лето

Относительного того, чего ждать нынешним летом, мнения экспертов рынка труда разделились. Александр Покрасов уверен, что спрос на временный персонал останется. "Возможно, не такой высокий, как в более удачные годы, но вряд ли можно говорить о значительном снижении количества предложений", — уверен он. В компании HeadHunter (hh.ru) также считают, что сезонный спрос изменится мало. Так, по словам ее представителя Екатерины Скляренко, если в 2014 году количество временных вакансий в конце весны выросло в 2 раза по сравнению с зимним периодом, то в 2015 году — в 2,5 раза. "Это может быть связано и с начинающимся активным периодом отпусков, что подтверждается спросом на специалистов в разных отраслях, но также и с началом туристического сезона, — говорит Екатерина Скляренко. — Например, по сравнению с началом года количество предложений в сфере туризма с временной занятостью выросло в несколько раз, причем по разным специальностям: портье в отель, координатор групп иностранных туристов, специалист по бронированию и т. д.".
В петербургском Центре занятости населения тоже говорят о росте временных вакансий. Так, по данным пресс–службы центра, если в феврале 2015 года работодатели предлагали 5119 таких вакансий, то в конце мая — в 1,6 раза больше, то есть 8398. При этом зимой предложений работы в целом было больше (57 180 вакансий), чем сейчас (55 791 вакансия).
Впрочем, не все эксперты видят в этом росте традиционный летний спрос на сезонных работников. "Думаю, сказывается не только начало сезона отпусков, когда временные сотрудники заменяют постоянных, но также осторожность действий некоторых работодателей, — поясняет Светлана Катаева, управляющий партнер AVRIO Group Consultingа. — Работодатели предлагают временные контракты сотрудникам, с тем чтобы, возможно, оставить потом на постоянную работу, а может, и нет, в зависимости от внешней ситуации на рынке труда в целом и от качества работы самого сотрудника в частности".
Особое внимание к временному персоналу с начала года подтверждают и в Kelly Services CIS. "Только за 2015 год у нас в работе ежемесячно около 1000 временных позиций различного уровня по Петербургу и Ленинградской области, — уточняют в компании. — Около 65% составили производственные работники (упаковщики, водители погрузчиков, операторы, грузчики), 25% — административные сотрудники (секретари, ассистенты отделов, специалисты call–центров), 10% — работники торговли. И услуга продолжает быть востребованной".
Мария Маргулис полагает, что традиционного всплеска временных вакансий ждать не стоит. "Принимая во внимание спад в самых разных сферах бизнеса, решительного роста временных вакансий в этом году мы не ожидаем, — говорит она. — Есть и будут не очень большие временные проекты, но, к сожалению, компании в основных сферах деятельности, подверженных сезонным колебаниям, сейчас стараются удержать имеющиеся объемы, в том числе и по численности сотрудников".
С коллегой согласна и Дарья Шурыгина: "Мы не наблюдаем значительного роста числа предложений временной работы в тех отраслях, где спрос на временный персонал традиционно повышается в летнее время". Более того, по данным Superjob.ru, в годовом выражении в Петербурге число вакансий снизилось на 7%, по России в целом — на 9%.
Объяснить подобное расхождение в оценках несложно — ситуация на рынке труда, как и в экономике в целом, по–прежнему остается нестабильной. С января по апрель этого года в Центр занятости за государственными услугами обратились более 123 тыс. петербуржцев: 41 170 человек — за содействием в поиске подходящей работы (нашли эту работу 13 838 горожан), 22 753 — по вопросам профессиональной ориентации, 53 905 интересовались ситуацией на рынке труда. Официально сегодня в городе зарегистрировано 13 514 безработных. По прогнозам Центра занятости, к сентябрю их число может достичь 15 тыс. Число же вакансий от петербургских работодателей в апреле по сравнению с мартом выросло: на сайте Superjob.ru — на 2%, на hh.ru — 6%, в Центре занятости — снизилось на 10%.

Шанс для тех, кто в поиске

Многие эксперты считают, что сезонная работа может стать шансом для тех, кто в этом году ее потерял и пока не нашел новую, постоянную. "Учитывая некоторый рост негативных настроений среди работников (76% петербуржцев отмечают, что ощущают влияние кризиса на рабочем месте) и готовность каждого десятого сотрудника пойти на снижение зарплаты, можно предположить, что ряд специалистов будут в большей степени готовы согласиться на временную работу, — отмечает Екатерина Скляренко. — Косвенно это подтверждают и данные по резюме. Количество резюме соискателей, которые рассматривают работу с проектной или временной занятостью, выросло в мае 2015 года по сравнению с апрелем на 49%, по сравнению с мартом — на 73%". Шанс во временной занятости для тех, кто потерял работу, видит и Нина Мулёва, территориальный директор Kelly Services CIS: "Безусловно, люди, потерявшие в начале 2015 года постоянную работу, уже отдохнули и к июню приступят к более активному поиску работы, поэтому многие из них будут рассматривать сезонные подработки на период поиска постоянной работы".
Более того, как замечает Александр Покрасов, появляется все больше проектов, куда работодатели готовы привлекать высококвалифицированный персонал для краткосрочной работы. "Это могут быть как IT–проекты, так и компании других отраслей. Интересно, что раньше соискатели, претендующие на высокие позиции, относились к таким предложениям с подозрением, но сегодня все более открыто рассматривают и такие варианты трудоустройства", — говорит он.
Но не все так однозначно. У Светланы Катаевой несколько иные наблюдения. "Кандидаты, которые ищут постоянную работу, по–прежнему неохотно принимают предложения с временной занятостью, предпочитая ожидать, но найти работу с постоянной занятостью. Причем чем выше уровень позиции, тем менее охотно кандидаты идут на временные проекты, и чем ниже, соответственно, тем охотнее принимают предложения по работе на временной основе", — отмечает она.
Дарья Шурыгина не ждет никаких изменений спроса на сезонную работу со стороны соискателей. "Да, сегодня доля безработных соискателей на 14% выше, чем в прошлом году, — поясняет Дарья Шурыгина. — Это позволяет предположить, что спрос на временную работу будет увеличиваться: не имея возможности трудоустроиться на постоянное место, часть соискателей будет готова работать на временной позиции. В то же время часть кандидатов может воспользоваться летними месяцами, чтобы уехать из города и провести время на даче. Поэтому резкого всплеска интереса к временной работе, вероятнее всего, не будет: он будет ограничен обычной для этого сезона динамикой".