Чему научит история про то, как фонд Дмитрия Зимина стал иностранным агентом

Автор фото: Геодакян Артем/ТАСС

История с фондом Дмитрия Зимина показала, что все всегда думают, что уж они–то, кристально лояльные, непременно окажутся в тихой заводи, что всем будет нельзя, а им можно. И удивляются, когда вдруг сами превращаются в гонимых.

Всю неделю не прекращается дискуссия по поводу фонда "Династия" основателя "ВымпелКома" Дмитрия Зимина. Фонд записали в "иностранные агенты", в связи с чем основатель сообщил, что тогда и не будет никакого фонда.
Даже президент Владимир Путин  не спасет, похоже, фонд "Династия". Об этой истории вряд ли кто не слышал: Минюст решил включить "Династию" в реестр "иностранных агентов". По формальным основаниям фонд получает деньги из–за рубежа и занимается политической деятельностью. Деньги — это поступления с собственных зарубежных счетов Дмитрия Зимина. А политическая деятельность — помощь в издании книг по политологии фондом "Либеральная миссия" Евгения Ясина. "Либеральную миссию", кстати, тоже записали в "иностранные агенты" за то же самое.
Задачами "Династии", впрочем, было не только книгоиздательство, но вообще поддержка молодых ученых и аспирантов. Фонд проводил конкурсы юных математиков, конференции биологов, организовывал визиты иностранных ученых, спонсировал научные фестивали и лекции, учреждал премии и так далее. И когда Дмитрий Зимин узнал, что его фонд теперь будет "иностранным агентом", он сказал: "Тратить свои личные деньги под маркой неведомого мне иностранного государства я не буду. Я прекращаю финансирование "Династии".
Общественный консенсус сложился мгновенно. Известный оппозиционер Алексей Навальный сформулировал его так: "Казалось бы: прекрасно. Наконец–то у нас есть образцово–показательный богатый человек. Своими мозгами и предпринимательским талантом создал новое и прирастил национальное богатство, а личное богатство тратит на общественное благо. Давайте же скорее его показывать по телевизору и внедрять правильную ролевую модель. Но нет. На тебе, Зимин, по башке за поддержку математики. Ты, Зимин, у нас иностранным агентом будешь, за физику свою паршивую. Купи яхту, гад. Не выеживайся с биологией, купи футбольную команду в Англии, будь как все. Не высовывайся, вздорный дед, просто купи пентхаус в Нью–Йорке и молчи".
Единство с Навальным (что бывает редко) продемонстрировали все. Даже глава РСПП Александр Шохин выразил готовность обратиться в Минюст и к Путину и потребовал извинений перед Дмитрием Зиминым. "Если такие НКО подпадают у нас в реестр, то что–то не то с законодательством", — возмутился Шохин. Он, кстати, и раньше пытался как–то объяснять правительству потенциальный вред от закона об "иностранных агентах".
Власть делает каменное лицо — мол, dura lex sed lex. Не менять же из–за какого–то Зимина закон. Тут что хочешь делай, а пойти навстречу власть не может. Исключение "Династии" из реестра "агентов" — это открытая роспись в том, что закон применяется избирательно, только против политически неугодных НКО. Любые поправки в закон, разрешающие хоть какое–то зарубежное финансирование, выхолостят всю идею, станут лазейкой для всех. Чтобы сохранить лицо, придется молодыми учеными пожертвовать.
Хотя тут есть вопросы. Почему бы, например, Дмитрию Зимину не держать хотя бы часть денег, предназначенных для фонда, на российских счетах. Закон–то далеко не вчера приняли, времени перестроиться было 3 года. Надеялся на избирательное правоприменение, что преследовать будут только "плохих", а его не тронут? И почему он так легко отказывается от своего детища, даже не пытаясь оспаривать решение Минюста?
Впрочем, так часто бывает. Все же всегда думают, что уж они–то, кристально лояльные, непременно окажутся в тихой заводи, что всем будет нельзя, а им можно. И удивляются, когда вдруг сами превращаются в гонимых. Из этой истории можно извлечь разные уроки, не только необходимость покупки яхты.