С начала года в России катастрофически обвалился рынок грузоперевозок

Автор фото: Риа Новости

Автоперевозчики, желая выжить, снижают тарифы (их падение достигает 50%) и предоставляют рекордные отсрочки. Убыток отрасли уже превысил 7,3 млрд рублей. Предприниматели готовятся провести акцию протеста 24 июня, чтобы привлечь внимание государства.

Количество прибыльных транспортных компаний стремительно сокращается, а число убыточных предприятий растет, зафиксировали в Росстате. По итогам первых 2 месяцев 2015 года автомобильный транспорт в РФ стал единственной отраслью экономики, в которой сальдо прибылей и убытков оказалось отрицательным — 7,3 млрд рублей. Спрос на услуги петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015 года сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет.
Так, за март, по данным "Петростата", крупные и средние компании перевезли всего 129 тыс. т грузов. Проблемы в транспортном секторе грозят проблемами лизинговым компаниям, многие из которых уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной задолженностью.

Причины катастрофического падения рынка — запрет на ввоз в РФ продовольствия из ЕС и США, а также ограничение экспорта в РФ промтоваров. Но сокращение объемов — это не самое страшное, намного хуже, что за часть перевезенных грузов транспортники не получили денег. Более или менее точно оценить масштабы бедствия не берется никто.
Опрошенные "ДП" перевозчики сообщили, что сейчас почти все заказчики требуют отсрочки платежа. "Возрастают риски неплатежеспособности. Из-за того что клиентам не хватает собственных денежных средств, растут отсрочки по платежам, они уже достигают 60 дней", — говорит заместитель гендиректора ГК "Балтика-транс" Ирина Капитанова.
Другие участники рынка отмечают, что 60 дней уже не предел, вполне нормальной считается отсрочка в 90 дней. Но и после истечения этого срока не факт, что деньги придут. "В первую очередь задерживают платежи посредники — экспедиторские компании, они ждут, когда с ними расплатится грузовладелец, а это может затянуться надолго", — говорит Артем Баршай, гендиректор "Союзхимтранс-Авто".
Главной причиной возникновения кризиса платежей перевозчики называют проблемы с доступностью кредитов на пополнение оборотных средств. Прежде заказчики могли взять кредит и оплатить транспортные услуги, но после того, как деньги резко подорожали и стали менее доступны, на оплату направляются только средства, вырученные от реализации товара, а транспортные услуги — это не приоритетная статья расходов, приходится ждать. "Особенно сложная сейчас ситуация у тех, кто вывозил значительный объем контейнерных грузов из петербургского порта", — отмечает заместитель гендиректора "Совавто-СПб" Дмитрий Кадомский.
Петербургский порт обрабатывает самое большое число контейнеров, прибывающих в РФ. Как ранее писал "ДП", контейнерный оборот местного порта в первые 3 месяца этого года рухнул на 31%, до 392 тыс. TEUs (20-футовый контейнер).
Еще больше (на 40%) сократился поток контейнеров, идущих в Петербург транзитом через порты Финляндии. Это обстоятельство серьезно ударило по бизнесу международных автоперевозчиков.
В этом году Ассоциацию международных перевозчиков Северо-Запада покинули 40 компаний, еще несколько предприятий не могут заплатить членские взносы. "Многие компании вообще перестали возить грузы. Снизили зарплаты своим сотрудникам на 10%", — говорит директор ЗАО "АД-Системс" Геннадий Паластров.
Некоторые товары, запрещенные к ввозу в РФ, импортеры начали завозить в страну из ЕС через Белоруссию. Разумеется, белорусские автоперевозчики своего не упустили и энергично перехватили обслуживание возросшего в 2–3 раза грузопотока. Ситуация усугубляется тем, что вывозить из РФ автоперевозчикам нечего. Экспортные товары из РФ обычно крупными партиями вывозятся по железной дороге (руда, лес, зерно, металл) либо по трубе — газ, нефть и нефтепродукты.

Предел терпения

Впрочем, останавливать перевозки — это крайняя мера. "Мы перевозчики, колеса должны крутиться, даже если вы беретесь за перевозку по себестоимости, то это выгоднее, чем простой автомобилей. В наиболее тяжелой ситуации оказались компании, взявшие подвижной состав в лизинг", — говорит Артем Баршай.
Снижение спроса и желание сохранить бизнес заставляют перевозчиков активно бороться за место на внутреннем рынке: местные дальнобойщики готовы везти контейнеры из петербургского порта и Усть-Луги даже в Казахстан за плату существенно ниже, чем прежде.
Большинство опрошенных "ДП" перевозчиков сообщили: тариф снизился в среднем на 25%, иногда на 50%, что, собственно, и объясняет убыточность отрасли. В относительно выгодном положении оказались индивидуальные предприниматели: они поставили тягачи на прикол и отправились работать по найму в ожидании лучших времен, хотя работу водителем сегодня сложно найти.
Покинуть рынок, быстро продать технику сегодня можно с большими скидками: тягач, стоивший полгода назад 2,5–3 млн рублей, сегодня продается за 1 млн. По словам Дениса Негодаева, гендиректора "Трансфенника Раша", в начале этого года появилось новое направление — вывоз из РФ в ЕС бывших в употреблении грузовиков. По словам перевозчиков, уже достаточно много транспортных компаний оказались на грани банкротства, прежде всего фирмы, приобретавшие автомобили по лизингу. В сложившихся условиях объединение грузоперевозчиков "Грузавтотранс" намерено 24 июня провести автопробег по кольцевой, чтобы привлечь внимание исполнительной власти к проблемам отрасли, в частности, добиться отмены введения платы за проезд по федеральным трассам — эта плата, по мнению предпринимателей, окончательно добьет бизнес.

Все окей

Опрошенные "ДП" лизинговые компании очень осторожно говорят о проблемах. В ЗАО "Сбербанк Лизинг" честно заявили, что не комментируют вопросы просрочек.
Ольга Кириллова, директор управления "Сбербанк Лизинг", сообщила, что многие клиенты приостановили реализацию инвестпрограмм, объемы сделок с коммерческим транспортом значительно снизились по сравнению с прошлым годом. "В текущих условиях многие лизинговые компании предъявляют более жесткие требования к клиентам в части финансового состояния. Для многих фокусом стала работа с просроченной и проблемной задолженностью", — добавила эксперт.
"Мы не видим критического роста неплатежей и значительного снижения уровня платежной дисциплины по текущим сделкам. Возвращенные автомобили мы включаем в наш онлайн-каталог. В нем представлены и новые автомобили, и бывшие в употреблении. Сейчас в нем насчитывается более 30 тыс. автомобилей со скидками", — говорит Александр Михайлов, вице-президент "Европлана".
С начала года ко мне обратилось около 30 компаний. Кто–то из них уже закрылся, кто–то закрывается. Первыми уходят с рынка контейнерные перевозчики. Неплатежи, демпинг — все это губит транспортный бизнес. Отрасль неэффективно управляется. У нас любой может купить грузовик и нелегально возить товары, сбивая цены. Почему в Финляндии приняли закон, обязывающий заказчика проверять легальность перевозчика, а у нас нет? Мы не раз обращались в Смольный, но местная власть глуха. Поэтому мы готовим петицию президенту и автопробег, чтобы нас услышала власть.
Владимир Матягин
Председатель Совета Центра Объединения Грузоперевозчиков" НП "Грузавтотранс"
На рынке грузоперевозок продолжается падение как объема перевозок, так и стоимости услуг. Задержек в оплате услуг у крупных клиентов нет. Но проблемы с платежами все чаще встречаются у более мелких заказчиков. В текущей экономической ситуации на рынке появилось достаточно много компаний, находящихся на стадии банкротства. В этих случаях происходят даже не задержки по платежам, а полная невозможность выплат. И тогда лизинговый автопарк переходит к лизингодателю. Сейчас на рынке немало примеров такого возврата грузовиков.
Александр Дьяконов
Руководитель Направления Fresh Компании Fm Logistic