Сделано в Петербурге. Сотовая связь

Автор фото: ТАСС

Петербург — родина сотовой связи России, но сегодня здесь не зарегистрирован ни один мобильный оператор.

Первый разговор по сотовому телефону в СССР произошел между мэром Ленинграда Анатолием Собчаком и мэром Сиэтла Норманом Райсом 9 сентября 1991 года. Еще с тех пор Ленинград — Петербург стали называть российской столицей связи. Хотя из всех телеком–компаний, порожденных здесь, до наших дней в живом и здоровом состоянии дошел, пожалуй, один "МегаФон". Да и тот уже давно перерегистрировался в Москве. А тот самый первый сотовый оператор России, "Дельта Телеком", "трубка" которого некогда была у каждого уважающего себя петербургского бизнесмена, переродился в SkyLink, был куплен "Ростелекомом", потом перешел в созданный им с Tele2 "Т2 РТК Холдинг" и почти полностью растворился в нем.

С помощью "варягов"

В начале 1990–х в нашу страну устремился западный бизнес. Ему нужна была связь, которая в новообразованной России была на весьма отсталом уровне. За рубежом уже имелись цифровые коммуникации, оптоволоконные линии, использовались сервисы передачи данных. У нас же — аналоговая связь, медные линии, дисковые телефоны. Да и эти возможности были доступны не всем. Население годами стояло в очередях, чтобы установить дома телефон. Владельцам организаций тоже приходилось ждать.
Чтобы развивать связь в стране, надо было приглашать иностранных специалистов, но денег не было. Так взаимный интерес породил создание многочисленных совместных предприятий (СП) с иностранцами. Очень активны в этом плане были связисты Северной Европы, которые по причине географической близости двинулись в Петербург.

Дети ЛГТС

В Северной столице базой для СП стала "Ленинградская городская телефонная сеть" (ЛГТС) и выделившиеся из нее компании. С их участием было создано около 20 предприятий связи. Первым СП, образованным в 1991 году, стала "Дельта Телеком". Ее иностранным учредителем выступила американская AT&T через холдинговую компанию RTDC. Именно с помощью "Дельты" и разговаривали Собчак и Райс.
Среди прочих СП были компания пейджинговой связи "Неда–Пейджинг" (совместно с датской компанией GN Great Northern Telegraph Company), "Нева–Кабель", "Санкт–Петербургские таксофоны", оператор проводной связи "ПетерСтар" (СП с Metromedia International), который в 2010 году перешел в руки "МегаФона". И, конечно сам "МегаФон", то есть "Северо–Западный GSM", как он именовался до 7 мая 2002 года.
В середине 1990–х я выступал в Германии с докладом о нашей отрасли связи. Хорошо помню, что вложения государства в российскую сотовую связь составляли 1% от всех инвестиций в отрасль. В других сферах была принципиально иная картина. Поэтому нашим связистам и пришлось так активно прибегать к помощи иностранцев. Но было ошибкой не договариваться с ними изначально о сроках выхода из бизнеса после того, как вложения полностью окупятся. Некоторые зарубежные компании до сих пор находятся в акционерах, вкладываться у них большого желания нет.
Юрий Брюквин
генеральный директор агентства "Рустелеком"
Будущий « МегаФон », «Северо–Западный GSM», был образован в 1993 году. С российской стороны основным акционером стал выделившийся из ЛГТС «Санкт–Петербургский междугородный международный телефон» (СПб ММТ). Николай Певцов, бывший гендиректором этого предприятия, лично вел переговоры со шведским концерном Telia о создании первого в Петербурге GSM–оператора. «Дельта Телеком», которая уже оказывала услуги связи, работала в другом стандарте — NMT, пришедшем, кстати, тоже из Скандинавии. Шведы решили разделить риски с финнами (оператор Telecom Finland, позднее — Sonera) и норвежцами (Telenor). Оборудование для «Северо–Западного GSM» было приобретено у финской Nokia.

Питерские связисты

В 1994 году Петербургская телефонная сеть (ПТС), другая наследница ЛГТС, породила холдинг «Телекоминвест». Он аккумулировал все сколько–нибудь значительные петербургские активы в области связи, в том числе «Северо–Западный GSM». Идеологом создания и совладельцем «Телекоминвеста» стал Леонид Рейман, личность легендарная для российского телекома. В начале 1990–х он был главным инженером ЛГТС, а в конце 1990–х — уже министром связи и информатизации. Как говорят участники рынка, «питерские связисты», столь часто упоминаемые ранее в прессе, — это Леонид Рейман собственной персоной.

Кризисная точка

До кризиса 1998 года сотовая связь в России развивалась ни шатко ни валко. Участники рынка вспоминают шутку о том, что сотовая связь была доступна трем «б»: бизнесменам, бандитам и представительницам древнейшей профессии. Но с кризисом резко упали цены: раньше сотовый абонент тратил по $ 250–300 в месяц на связь, а потом ему стало хватать $ 100. Операторы стали быстро набирать базу. В такой ситуации оставаться региональным было нельзя. В 2002 году «Северо–Западный GSM» стал в полной мере федеральным и сменил имя на «МегаФон». В 2008 году в акционеры вошел Алишер Усманов, который сначала обозначил себя «портфельным инвестором», а потом стал последовательно наращивать долю. Однако и иностранцы в виде TeliaSonera до сих пор сидят в «МегаФоне», несмотря на стремление правительства РФ вытеснить зарубежных инвесторов из стратегической отрасли.