В Роструде придумали новый способ борьбы с "тунеядцами"

Роструд выдвинул новую идею по борьбе с нелегальной занятостью - введение специального платежа для всех, кто старше 18 лет. Это не первые попытки подобраться к проблеме, но к чему бы ни пришли власти, в итоге это превратится к возрождению борьбы с "тунеядством".

По словам замруководителя Роструда Максима Иванкова, в планах ведомства - ужесточение мер по борьбе с нелегальным трудоустройством. Как вариант, по его словам, рассматривается идея введения обязательного для всех граждан с 18 лет социального платежа - до тех пор, пока они не устроятся на работу или не зарегистрируются на бирже труда. Студенты и пенсионеры, конечно, тоже не будут платить.
Есть, говорит Максим Иванков, и другие варианты, связанные с воздействием на работодателя. Но основным направлением, видимо, являются именно "тунеядцы", ведь именно о них все чаще говорят в последнее время чиновники и депутаты. Еще в позапрошлом году вице-премьер Ольга Голодец в качестве "негативного явления" называла 38 млн россиян из 86 млн трудоспособных, которые работают непонятно где. "Где и чем они заняты, мы не понимаем", - разводила руками Ольга Голодец. Соответственно, главная проблема в том, что эти люди не платят никаких социальных взносов.
С тех пор в руководстве страны ломают головы, что делать с "нелегальными работниками" - а под ними понимаются "свободные художники", фрилансеры и мелкие частные предприниматели, которые не затрудняются регистрироваться в налоговой. В Совете Федерации, например, предлагали лишать их социальных льгот: "Люди, которые совершенно сознательно не работают... должны находиться в своем свободном полете, без привилегий и социальных льгот, которые положены сознательному, работающему гражданину", - объяснял сенатор Валерий Рязанский. А петербургские депутаты написали проект закона об ответственности за "уклонение от трудоустройства" с наказанием в виде исправительных работ.
Теперь вот речь заходит об обязательном социальном платеже. В Белоруссии показывают пример. Там в апреле уже приняли закон о специальном сборе с тех, кто не работает официально и не платит налоги. Хотя целью провозглашались вроде бы не сборы податей с населения, а "поголовное привлечение к труду" тех, кто "ни копейки не вкладывает в народное хозяйство". Идею можно понять, наоборот, как легализацию свободного от обязательств труда - плати раз в месяц, откупайся от государства - и можешь быть кем хочешь. Но и в этом случае главным остается то, что любой взрослый человек обязан будет находиться в поле зрения государства, а платит ли он налоги или специальный взнос, не суть важно. Поскольку нет смысла вводить платеж, если не предусматривать ответственность за уклонение от него, можно уверенно предположить, что развитие темы будет, это и станет "статьей за тунеядство".
Самым знаменитым "тунеядцем" в СССР принято считать поэта Иосифа Бродского, чей юбилей отмечался как раз накануне. Однако это понятие трактовалось более широко и означало не только отказ заниматься "общественно полезным трудом", но и вообще проживание на "нетрудовые доходы", то есть "социальное паразитирование". Общественную полезность труда определяли партия и правительство, вне рамок указаний которых никакое занятие полезным считаться не могло. Поэтому за "тунеядство" садились не только хронические алкоголики, но и мелкие предприниматели, желавшие зарабатывать на жизнь продажей овощей с огорода или разведением кроликов (хотя в УК РСФСР существовала и отдельная статья за занятие коммерцией).
Таким образом, "борьба с тунеядством" преследовала, помимо цели ликвидации официальной безработицы, еще и цель борьбы с теневой кустарной экономикой. Пропагандистской же целью было подчеркивание разницы между советским человеком, в "Моральном кодексе строителя коммунизма" которого была прописана "непримиримость к тунеядству", и "чуждыми элементами", проходящими по категории мешающих жить внутренних врагов. То, что сенатор Валерий Рязанский противопоставляет неработающих официально россиян "сознательным гражданам", говорит о том, что такое понимание "тунеядства" до сих пор популярно среди чиновников.