Страховщики ищут новые ниши на фоне снижения объемов розничного кредитования

Автор фото: Смитюк Юрий/ТАСС

Снижение динамики кредитования физических лиц повлияло на сборы страховщиков. В первую очередь, на страхование жизни, полисы которого по большей части продаются заемщикам банков.

Объем кредитования физлиц в Петербурге в I квартале составил 63,6 млрд рублей, что на 35% меньше, чем в I квартале 2014 года, говорится в материалах Банка России. При этом по России глубина падения еще больше — 42%. Снижение динамики кредитования повлияло и на сборы страховщиков. Как правило, банки предлагают заемщикам оформить полис страхования жизни и имущества, которое выступает залогом по кредиту. Покупка страховки обычно влияет на ставку по займу — застрахованный клиент может рассчитывать на получение более дешевого кредита.

Потянули вниз

Наибольшее влияние снижение кредитования физлиц оказало на страхование жизни, полисы которого по большей части продаются заемщикам банков. "В предыдущие годы на продажи через банки и прочих партнеров приходилось более 70% сборов по страхованию жизни, и тенденция явно продолжается", — говорит гендиректор СК "Сбербанк страхование жизни" Максим Чернин.
По данным ЦБ РФ, объем сборов по страхованию жизни за 2014 год в Петербурге прирос более чем на 80%, почти до 3,8 млрд рублей. В целом по стране прирост на 28%, до 108,5 млрд рублей. Итоги I квартала 2015 года по страховому рынку регулятор еще не подвел. Но, как замечает Максим Чернин, по итогам I квартала рынок страхования жизни продолжает демонстрировать рост, несмотря на сложные экономические условия. Впрочем, темп роста замедлился за счет снижения объемов кредитного страхования жизни. По итогам 2014 года доля кредитного страхования составила, по оценке Максима Чернина, 45%.
Рынок страхования жизни замедлит динамику, по итогам 2015 года можно ожидать прироста на 12–14%, или около 15 млрд рублей, оценивает руководитель дирекции маркетинговых исследований СГ "Уралсиб" Николай Левкив. По его словам, среди факторов, ограничивающих развитие рынка, — сокращение портфеля потребительских кредитов, нестабильность на фондовом рынке, высокие процентные ставки по вкладам, снижение реальных доходов населения, кроме того, высок уровень закредитованности населения.

Поиск замены

Для снижения влияния объемов кредитования на финансовый результат банки совместно со страховщиками с начала года активно развивают направление "коробочных" продуктов, которые пользуются большим спросом у клиентов, так как несут высокую ценность для страхователей, и начинают продажи продуктов по страхованию недвижимости, имущества, финансовых рисков и здоровья, делится наблюдениями вице–президент СГ "АльфаСтрахование" Станислав Чернятович.
"Если говорить только о кредитном страховании, то этот сегмент продажи полисов сократился пропорционально снижению кредитования. Вместе с тем для банковской сферы сейчас особенно актуален поиск дополнительных источников дохода, поэтому мы наблюдаем всплеск интереса к организации кросс–продаж некредитного страхования, — рассказывает руководитель Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Владимир Тиняков. Кстати, как следствие, сейчас особенно востребованы предложения страховщиков, способных организовать такие продажи под ключ, с готовыми решениями для информационной системы и сайтов банков, учебными тренингами персонала, добавляет он.
Среди перспективных продуктов в банкостраховании — инвестиционное страхование жизни и "коробочные" предложения по другим видам, считает Николай Левкив. Более сложные для понимания страховые продукты, которые требуют встреч с консультантами, вошли в премиальную продуктовую линейку, а "коробочные" страховки (полисы с установленной ценой и определенным набором риском) пополняют, условно, масс–маркет. Но сегмент инвестиционного страхования жизни приближается к уровню своего насыщения — прежних темпов роста уже не будет, рассуждает Николай Левкив.
Максим Чернин подчеркивает, что высокая динамика рынка страхования жизни в 2013–2014 годах была в первую очередь связана не с кредитным, а с долгосрочным (инвестиционным и накопительным) страхованием. И именно на данный сегмент следует делать акцент в сборах и в текущем году. "Мы придерживаемся сейчас пропорции в районе 70% некредитного страхования в объеме премий, — говорит Максим Чернин. — Наша цель — постоянно увеличивать долю клиентов, пользующихся продуктами страхования жизни, не связанными с кредитом".