Как банки зарабатывают на фоне снижения динамики кредитования

Автор фото: Яндолин Роман
Ольга Гончарова

Директор центра "Северо–Запад" корпоративно–инвестиционного блока филиала "Санкт–Петербургский" Альфа–Банка Ольга Гончарова - о том, как банки зарабатывают на фоне  снижения динамики кредитования.

Полтора года назад, когда на рынке только–только стали появляться первые и едва заметные тренды той экономической турбулентности, пик которой пришелся на декабрь 2014 года, многие крупные банки уже начали развивать альтернативные источники доходов, поскольку на фоне снижения динамики кредитования начали сокращаться и процентные доходы банков с кредитов. Так, в I квартале 2015 года, по данным Центрального банка РФ, по сравнению с тем же кварталом 2014 года объем кредитования корпоративных клиентов банками Петербурга упал на 20%, до 508 млрд рублей.
В такой ситуации банкиры в первую очередь обратили внимание на безрисковые комиссионные доходы. Те, которые банки получают, оказывая услуги по расчетно–кассовому обслуживанию, сопровождению внешнеторговой деятельности, инкассации и т. д. И чем раньше банк начал уделять внимание развитию этих услуг, тем выше шансы по итогам этого года показать рост своих доходов. Мы, например, активно развивали расчетный бизнес на протяжении 2014 года, и за счет этого по итогам года комиссионный доход филиала "Санкт–Петербургский" вырос на 25%. В этом году мы планируем нарастить этот показатель как минимум в 2 раза и нацелены на то, чтобы доля комиссионных доходов в прибыли филиала составляла как минимум 35%. И для этого в Петербурге есть все условия.
По оценкам экспертов, в Петербурге работают более 170 тыс. юридических лиц и, по данным Центрального банка РФ, за прошлый год в Северной столице банки провели более 100 млн платежей. Конечно, тарифная политика у всех разная, но даже по самым скромным подсчетам, это означает, что только за проведение этих платежей клиенты заплатили банкам от 1,5 млрд рублей комиссии. А если добавить к этому, например, обслуживание внешнеэкономической деятельности (ВЭД), то перспективы роста комиссионных доходов становятся еще интереснее. Внешнеторговый оборот Петербурга за январь–декабрь 2014 года составил $50,2 млрд, он приходится на 9 тыс. компаний — участников ВЭД. И практически всем им требуются банковские услуги по валютным платежам, валютному контролю и конвертации. А это уже совсем другой уровень тарифов и, соответственно, доходов банков.
Для банков фактически это означает, что если завоевать доверие клиента и доказать ему на деле, что ты можешь быть надежным и основным партнером по расчетам, то комиссионный доход превратится в стабильный и безрисковый источник прибыли. И вот здесь на первый план выходит уровень технологической, продуктовой и сервисной продвинутости банка.
Например, вопрос с инкассацией клиента мы можем решить, используя несколько способов. Это может быть классическая инкассация или самоинкассация, например, при помощи банковской карты, которая дает клиенту возможность вносить наличные через банкомат или терминал. Возможность выбора интересна и выгодна клиентам, а значит, у крупного банка и компании куда больше возможностей выстроить долговременные партнерские отношения.