Почему городской транспорт долго не протянет

Автор фото: Потеева Ксения

Председатель НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров" Василий Киселев - о том, почему городской транспорт долго не протянет.

Если государство оставит в покое транспортный сектор хотя бы на 2–3 года, мы за это время сэкономим средства, необходимые нам для устойчивого развития. А в существующем режиме городской транспорт долго не протянет. С одной стороны, государство оказывает на нас экономическое, административное давление, а с другой — не повышает тариф. Вскоре легальных перевозчиков, платящих налоги в бюджет, в городе может не остаться.
Транспортный сектор превратился в ристалище идей, которые сводятся к одному — дайте денег. А результат никого не интересует. Возьмем, к примеру, закон о транспортной безопасности. Выполнение его требований стоило предприятиям огромных денег — около 1 млн рублей за подготовку документов.
Ввели закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров — и теперь транспортные компании выплачивают страховщикам по 3,5–4 млрд рублей в год. За время действия закона финансисты уже собрали 7 млрд рублей, а выплатили пострадавшим пассажирам только 1 млрд рублей. Неплохая рентабельность, правда?
Мы давно говорим, что не против страховки, но давайте ее стоимость опустим до реального, обоснованного уровня. Никакой реакции.
С водителями–мигрантами придумали проблему, мол, по их вине гибнет много людей на дорогах. Да мигранты, даже по статистике ГИБДД, самые безаварийные водители. На их счету очень мало аварий с пострадавшими. Тем не менее придумали закон, обязывающий мигрантов менять права, но никакой инфраструктуры, регламентирующих документов не подготовили. Вступление в силу этого нормативного акта переносится уже в четвертый раз. А перевозчики за это время вложили деньги в переподготовку мигрантов: создали учебные классы, наняли преподавателей, закупили оборудование. Затраты есть, а результат где? Права обменять по–прежнему невозможно.
Зачем и для чего все это делается? Никто не объясняет. Мы несем расходы, просим поднять тариф. Ведь что такое тариф для нас — это основа нашей жизнедеятельности. Ничем другим, кроме перевозки пассажиров по городу, мы не занимаемся. Но тариф нам не повышают под разными предлогами. Сначала просят предоставить экономические выкладки по нашей деятельности. Предоставили. Отвечают: "Немного не то, дайте еще такие и такие показатели". Вот уже год, как мы состоим в бесплодной переписке со Смольным.
Все это происходит потому, что мы живем в неправовом государстве со слабой судебной системой, где госслужащие не несут персональной ответственности за свои действия, а только перекладывают ответственность друг на друга, чтобы не испортить свой имидж в глазах высшего государственного существа.
Когда–то давно тариф на проезд в городском транспорте определялся законом Санкт–Петербурга. Потом эту миссию взял на себя губернатор. Но позже стало понятно, что губернатору устанавливать тариф не с руки. Передали эту функцию правительству, а затем комитету по транспорту. Но и он открестился. Теперь тариф устанавливается распоряжением комитета по тарифам. Но и ему не хочется получать со всех сторон нарекания. Кто будет следующим, может, какой–нибудь коллегиальный тарифный орган?