Петербург может вернуться обратно к отметке 5 миллионов жителей

Автор фото: Тихонов Михаил

С  конца прошлого года число жителей Петербурга уменьшилось на 2,1 тыс. Среди причин убыли населения называют рост смертности и отъезд мигрантов. Редактор "ДП" Александр Пирожков объясняет, почему этот негативный тренд рискует затянуться на годы.

Число жителей Петербурга пошло на спад. По предварительным данным "Петростата", на 1 апреля город населяли 5,189 млн человек — на 2,1 тыс. меньше, чем в конце прошлого года. Подобной негативной динамики не наблюдалось с 2008 года.
Главной причиной убыли населения в статистическом ведомстве называют отъезд мигрантов. Однако вместе с тем отмечают, что и смертность горожан возросла: если за январь–март 2014 года умерли 15,2 тыс. петербуржцев, то за аналогичный период 2015 года — 16,2 тыс.
Отъезд мигрантов на родину, в ближнее зарубежье, как писал в прошлом году "ДП", имеет вполне экономические причины: из–за инфляции стоимость их пребывания в России увеличилась, а возможности по переводу денег семьям, соответственно, резко снизились. Да и конвертация сильно подешевевших рублей в валюту также отрицательно повлияла на размер ежемесячных переводов.
Об экономической подоплеке растущей смертности однозначно судить трудно, хотя подорожавшие лекарства наверняка стали причиной гибели не одного и не двух больных. Зато можно уверенно прогнозировать, что затянувшаяся стагнация в экономике рано или поздно приведет к снижению рождаемости. Уровень жизни населения в текущем году существенно упал, и прогнозировать его рост в ближайшие кварталы осмеливаются пока только отъявленные оптимисты.
"Петростат" подсчитал, что средняя по городу зарплата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в марте 2015 года снизилась по отношению к уровню марта 2014 года на 11%. Учитывая сокращение производства в большинстве отраслей городской экономики (на 7,4% в среднем по промышленному сектору в январе–марте 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года), следует ждать дальнейшего снижения доходов населения. А когда доходы сокращаются, как шагреневая кожа, трудно ожидать роста рождаемости. К тому же Россия в целом входит в период давно ожидаемого демографического провала, когда создает семьи и рожает первых детей немногочисленное поколение начала 90–х годов прошлого века. Так что негативный тренд по числу петербуржцев рискует затянуться на годы.