Смольный скорректировал закон о маршрутном транспорте

Автор фото: Яндолин Роман

Смольный пошел навстречу пассажирским перевозчикам и скорректировал закон о маршрутном транспорте. Срок договоров продлят на 2 года. Кроме того, новый конкурс состоится без учета спорных требований.

Губернатор Георгий Полтавченко внес на рассмотрение в городской парламент два разных проекта по внесению изменений в один и тот же закон "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в СПб".
Один документ узаконивает договоренности комитета по транспорту с перевозчиками о продлении срока действия договоров. Последний конкурс по распределению более 400 социальных и коммерческих маршрутов проводился в 2010 году, с победителями были заключены контракты сроком на 5 лет, их срок истекает в конце этого года.
Из–за кризиса, значительного повышения цен на автобусы и роста ставок у лизинговых компаний большинство перевозчиков просили администрацию отложить новый тендер (участие в конкурсе подразумевает обновление автопарка). Законопроект дает возможность комитету продлить договоры на 2 года. То есть следующий конкурс может быть объявлен только в 2017 году. Кроме того, контракты по результатам нового тендера будут заключаться на 7 лет.
"Нормативная окупаемость большого автобуса составляет не менее 7 лет, 5–летний договор противоречит логике экономики, к тому же автобусы по своим техническим характеристикам могут эксплуатироваться значительно дольше", — уверен председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев.
По его данным, с учетом подорожания автобусы средней вместимости (от 23 до 89 мест) стоят сейчас как минимум 3 млн рублей, низкопольные автобусы большой вместимости (от 90 до 139 мест) обходятся перевозчикам в 5,5–6 млн рублей. А с учетом лизинговых платежей цена достигает 6–10 млн рублей.
В результате суммарные затраты всех перевозчиков на обновление автопарка для участия в конкурсе могут превысить 20 млрд рублей.
"Исходя из сегодняшней экономической ситуации перенос сроков проведения конкурса абсолютно оправдан", — настаивает Василий Киселев.

Увязли в судах

Разработка другого законопроекта стала вынужденной мерой. В прошлом году комитет по транспорту проиграл два иска в арбитражном и городском судах. Заявителю — компании "Третий парк" удалось доказать, что ФЗ "О защите конкуренции" нарушает норму городского закона о маршрутных перевозках, согласно которой обслуживание транспортной сети Петербурга осуществляется государственными унитарными предприятиями (например, СПб ГУП "Пассажиравтотранс" — прямой конкурент частных перевозчиков).
Противоречащей федеральному законодательству в суде была признана и статья закона, которая разрешала во время конкурса на распределение маршрутов проводить в компаниях–претендентах проверки знания правил дорожного движения у водителей. Суд счел, что у чиновников нет полномочий на проведение таких проверок.
Эти нормы будут исключены из закона. Таким образом, новый конкурс состоится без учета спорных требований.
"Мы пытаемся создать оптимальные юридические механизмы взаимодействия между исполнительной властью и частным бизнесом. Эти отношения должны быть прозрачными и ясными не только для чиновников, но и для предпринимателей. Мы хотим более адекватно оценивать свои риски и понимать перспективы", — говорит первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов.
Нерешенным пока остается важный вопрос о размере тарифов на проезд. В мае несколько крупных компаний попросили комитет по тарифам согласовать повышение платы за проезд в маршрутках с 36 до 42 рублей. Последний раз тариф пересматривали год назад. Окончательное решение о повышении платы в Смольном пока не принято.