Почему всероссийская политическая игра "Досрочные выборы" докатилась до Госдумы

Автор фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

Досрочные выборы в России являются непонятно для чего затеянной показухой и шулерством, ведь и электорат при виде бюллетеней не демонстрирует, как правило, ничего, кроме равнодушия. Однако эти слабые места не смущают многих российских губернаторов.

Последнее время что ни день, то новость о досрочной отставке российского губернатора. И происходит эта отставка по одному и тому же сценарию, который был написан то ли для Сергея Собянина, то ли для Георгия Полтавченко.
Нам по ТВ показывают сидящих за столом президента РФ и губернатора, которые принимают тяжелое, но, само собой, верное решение. "Вот, мол, я, — говорит губернатор X, — много думал, Владимир Владимирович, сомневался, ходил из угла в угол в своем кабинете и решился — хочу досрочно уйти в отставку". При этом на вопрос: "Для чего вы уходите с поста губернатора?" — губернатор не вполне логично отвечает: "Чтобы стать губернатором".
Мотивы же в этом случае таковы. Считается, что уход в отставку и назначение досрочных выборов лишает оппозицию шансов на достойную подготовку к новой дате. Однако, как мы помним, в сентябре 2013 года Алексей Навальный набрал на досрочных выборах мэра Москвы 27% голосов, и на горизонте даже маячил второй тур. Впрочем, позже власти таких осечек себе не позволяли. Для чего вообще допускать на выборы оппозиционных кандидатов? Вот, например, на выборах губернатора Петербурга в прошлом году поступили гораздо умнее — просто отсеяли неугодную Оксану Дмитриеву. В итоге — никаких сюрпризов.
При этом, правда, возникают определенные сомнения в целесообразности таких выборов, которые вряд ли добавили легитимности Георгию Полтавченко.
Выходит, что досрочные выборы — непонятно для чего затеянная показуха и шулерство, ведь и электорат при виде бюллетеней не демонстрирует, как правило, ничего, кроме равнодушия.
Однако эти слабые места всероссийской игры "Досрочные выборы" смущают далеко не всех, и, видимо, плюсы перевешивают минусы. Так, на этой неделе в СМИ живо обсуждалась идея досрочных выборов в Госдуму — их якобы хотят перенести с декабря 2016–го на сентябрь. И вот уже неугомонный Владимир Жириновский грозит, что в мае следующего года народные избранники объявят о самороспуске, и Владимиру Путину ничего не останется, как объявить о досрочных выборах в сентябре. Впрочем, эксперты указывают, что пока законных оснований для досрочных выборов в Думу нет.
Если взглянуть на ситуацию с досрочными выборами со стороны, то вся она неизбежно покажется абсурдной. Представьте студента первого курса, который приходит к ректору вуза и говорит: "Я поступил по блату, отчислите меня, пожалуйста, я попробую поступить в следующем году честно, без папиных связей". И ректор несколько ошарашенно отвечает: "Ну, раз вы так хотите". Или первоклассника, заявляющего родителям: "Я плохо учился в этом году, хочу остаться на второй, чтобы закончить его на одни пятерки". Ну смешно ведь?
Пожалуй, единственный, кто не пойдет на досрочную отставку, — президент РФ. Заступил на свой пост на 6 лет, оттрубил весь этот срок, как раб на галерах, а потом можно задуматься и о втором сроке. Все по–честному.