Игоря Албина заподозрили в незаконной раздаче квартир

Едва вице-губернатор Игорь Албин успел как следует развернуться, как попал в неприятную историю с подозрением в превышении должностных полномочий на излете карьеры министра. Совпадение, безусловно, следует считать случайным.

Счетная палата РФ на прошлой неделе приступила к внешней проверке исполнения федерального бюджета-2014. В рамках проверки ведомство уделило внимание и министерству регионального развития, ликвидированного в сентябре прошлого года. Аудиторы обнаружили финансовые нарушения на сумму 367 млн рублей, а также "значительное количество нефинансовых нарушений". В частности, списание имущества министерства проводилось комиссиями, образованными приказами минрегиона, "не имеющими соответствующих полномочий" (так как с упразднением ведомства полномочия перешли к ликвидационной комиссии".
Среди прочего обнаруживается и такая претензия: "Установлен факт нарушения законодательства при предоставлении жилых помещений (15 квартир) государственным гражданским служащим минрегиона России и членам их семей. При этом нанесение материального ущерба экономическим интересам государства предварительно оценивается в размере свыше 128 млн. руб.", - пишут аудиторы СП в официальном сообщении. "Известия" уточняют обстоятельства: 15 квартир были предоставлены  сотрудникам в бессрочное владение и пользование на основании договоров социального найма.
Произошло это за несколько дней до ликвидации министерства. Это случилось 8 сентября, а 2 сентября трое из семи членов комиссии министерства по предоставлению жилья встали на учет, и через три дня получили квартиры. Приказы о передаче недвижимости в собственность подписывал замминистра Валерий Гаевский (ныне замминистра сельского хозяйства), а перед этим договоры социального найма заключал с сотрудниками министр Игорь Слюняев. Сейчас Игорь Слюняев, сменивший  фамилию на Албин, работает вице-губернатором в Петербурге. "Таким образом, Игорем Слюняевым и Валерием Гаевским были превышены их должностные полномочия, а также нарушены ст. 49 и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в результате чего экономическим интересам государства причинен материальный ущерб в размере свыше 128,350 млн рублей", - цитируют "Известия" материалы проверки. Они отправлены в Генпрокуратуру и Следственный комитет.
За превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность, согласно УК РФ полагается наказание в виде штрафа в 100-300 тысяч рублей, принудительных работ до пяти лет или  даже лишения свободы до семи  лет.
Игорь Албин прокомментировал ситуацию в соцсетях. Он называет все претензии "глупостями". "Идет проверка Следственного комитета РФ и прокуратуры РФ, обычная, стандартная процедура. С 1997 года с завидной регулярностью участвую в подобных проверках. Я уверен, что вынесено будет решение об отсутствии события преступления и, как говорят профессионалы, составлен " отказной материал". Не придумывайте проблему там, где ее нет", - заявил вице-губернатор.
Вполне может быть, что так оно и будет - следователи действительно сочтут раздачу квартир глупостями и вынесут постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Сумма ущерба вроде бы невелика. И ведь лишь небольшое количество материалов проверок счетных палат как в регионах, так и на федеральном уровне вообще превращаются в дела. Аудиторы обращают внимание на формальные обстоятельства, которые далеко не всегда являются реальными нарушениями и тем более могут стать основаниями для уголовного преследования. Да и в своих отчетах за 2014 год СП выдвигает претензии вовсе не к одному только минрегионразвития.
Однако в случаях с медиаскандалами стоит отмечать обстоятельства текущего момента. Тема с квартирами появилась в тот момент, когда Игорь Албин стал фактически вторым лицом в Петербурге по объему полномочий. Изначально курироваший ЖКХ и транспорт, после отставки Марата Оганесяна вице-губернатор получил под свое начало строительство и дорожную отрасль (кстати, и сам Оганесян под занавес получил из глубин интернета историю с его якобы участием в воровской сходке - опровергнутую, безусловно). За полгода работы Игорь Албин стал не только самым влиятельным, но и самым заметным чиновником Смольного, положив немало усилий на выстраивание позитивного имиджа.
Нередко бывает так, что высоко взлетевший чиновник получает из ниоткуда щелчок по носу. Потому что взлет вызывает большую ревность у других - чем выше взлет, тем больше ревности и тем сильнее контрходы. Вот например совсем недавно наблюдался похожий медиаэффект вокруг главы Чечни Рамзана Кадырова. "Пехотинец Путина" получил большую популярность благодаря близкому участию в судьбе мятежного Донбасса и в какой-то момент внезапно обрел славу "главного защитника Русского мира". И тут же начал вляпываться в один скандал за другим - сначала подозрения по поводу убийства Бориса Немцова, потом приказ стрелять в полицейских из других регионов, потом эта свадьба начальника РОВД с выпускницей. Все это, естественно, следует считать случайным совпадением - но за считанные недели Кадыров вышел из образа национального героя и скатился к имиджу опасного самодура.
Так что последует ли для Игоря Албина наказание или не последует, уже вопрос не главный, хотя и любопытный. По законам пропаганды даже не закончившееся ничем дело оставляет шлейф - некоторые, бывает, на всю жизнь получают прозвища за какой-то не задекларированный сто лет назад снегоход. А уж "квартирный вопрос", как известно, кого хочешь испортит.