Петербургские гостиницы не спешат записываться в партнеры FIFA

Автор фото: globallookpress

FIFA на период мундиаля-2018 запросила у городских отельеров в 4,5 раза больше номеров, чем есть в Петербурге, а также потребовала зафиксировать цены. При этом операторы гостиниц не спешат записываться в партнеры с организаторами чемпионата мира.

Представители компании "Матч Аккоммодейшн", которая занимается размещением гостей и участников мероприятий FIFA, приступили к консультациям с петербургскими отельерами. Гостиницы класса 3–5 звезд получили предложение стать партнерами FIFA на время проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году (ЧМ–2018).
Однако условия сотрудничества обескуражили бизнесменов. Федерации нужно 80 тыс. номеров, тогда как фонд городских гостиниц насчитывает, по разным оценкам, от 17 тыс. до 19 тыс. номеров. Контракт с "Матч Аккоммодейшн" предполагает, что отель резервирует для FIFA до 100% своего номерного фонда в самый высокий сезон — с 15 мая по 31 июля 2018 года и предоставляет номера по фиксированной цене.

Чемпионат будет проходить в России с 14 июня по 15 июля. В Петербурге состоится полуфинал ЧМ 10 июля, матч за третье место 14 июля и около пяти матчей, даты которых будут определены после жеребьевки. Эксперты считают, что общее число гостей, которые приедут в Россию на Мундиаль–2018 — смотреть матчи, обслуживать их проведение и т. п., — составит не менее 3,2 млн человек. Не менее 500 тыс. болельщиков приедут в Петербург и потратят за неделю пребывания в Северной столице более 10 млрд рублей. Ради статуса партнера FIFA большинство отельеров не готовы отказываться от сверхприбылей — поскольку уже сейчас понятно, что номеров будет не хватать, а цены на проживание в гостиницах могут вырасти на 100–300%.

Большие запросы

По оценкам NAI Becar , номерной фонд Петербурга составляет 19 тыс. номеров, по оценкам JLL — 17,3 тыс., из которых только 8,5 тыс. номеров относятся к качественным. Всего в городе работает около 120 гостиниц и более 500 мини–отелей и хостелов в среднем на 15–25 номеров каждый. Это в 4–4,5 раза меньше, чем требуется FIFA. Поэтому петербургские отельеры отнеслись к условиям, который предлагает "Матч Аккоммодейшн", скептически.
Без штрафных санкций на случай простоя забронированных номеров договор крайне невыгоден, отмечают специалисты NAI Becar.
"Опыт проведения других крупных спортивных мероприятий в Петербурге, того же чемпионата мира по хоккею, для нас позитивным не был. Тогда на волне эйфории мы отдавали номера под бронирование целыми блоками, но они так и стояли пустыми. На период ЧМ–2018 тоже никаких гарантий не дается", — отмечает Владимир Иванов, гендиректор гостиницы "Октябрьская".
То же отмечали и отельеры стран, где ЧМ по футболу проводились ранее, — Бразилии, Южной Африки, Германии, Франции. Описанию серьезных проблем и даже банкротства отелей были посвящены публикации в зарубежных СМИ и несколько глав монографии южноафриканского юриста и журналиста Роба Роуза "Игрок и судья. Конфликт интересов и ЧМ".
В "Матч Аккоммодейшн" это объясняют не зависящими от них обстоятельствами. "Спрос зависит от многих факторов — мировой экономической ситуации, списка команд, прошедших квалификацию, общей привлекательности города и тарифов гостиницы и многого другого. По этим причинам мы не можем обещать 100%–ную заполняемость", — говорят в компании.

Плата за статус

Контракт с "Матч Аккоммодейшн" фиксирует цену, которая вычисляется на основании средней стоимости номера за последние 3 года и предположительной инфляции. При этом до 30% получает сам посредник. Это условие отельеры называют невыгодным и отказываются продать все номера даже при 100%–ной предоплате. Такие предложения уже поступают от турфирм.
"До середины 2017 года мы о ценах на период ЧМ говорить не готовы", — говорит коммерческий директор W–Hotel Мария Чеблакова.
Представители FIFA запрашивают цены на номера с 2009 года, рассказал "ДП" топ–менеджер одного из отелей премиум–класса. "Европа живет, планируя шаги на много лет вперед. Но в России другой менталитет и экономическая ситуация. Лучше уж заселить фанатов в последний момент. Возможно, они переломают мебель в номерах, но зато риск потерять деньги будет минимальным. Перекупщики и так атакуют со всех сторон, а потом предлагают наши номера в 10–20 раз дороже, чем купили, и контролировать этот процесс невозможно", — сказал он.
Отели могут рассчитывать на серьезную прибыль. В период белых ночей, международных чемпионатов или форумов загрузка отелей традиционно возрастает с 40 до 80–100%. А стоимость проживания в отелях вблизи площадок чемпионата может вырасти на 100–300%, оценивают в NAI Becar.

Зачем быть партнером

Статус партнера FIFA особенно важен для гостиниц премиум–сегмента, поскольку говорит о подтвержденном уровне сервиса. Также он будет интересен отелям, находящимся рядом со стадионом, считают в "Матч Аккоммодейшн".
Отелям, заключившим договор, обещают продвижение. База активных клиентов компании оценивается в 8 тыс. туристов и юрлиц. Этот костяк ориентирован на размещение в 3–5–звездочных гостиницах. После оценки номерного фонда определяется, какие группы можно заселить в отель. Среди таких — спортсмены, "семья" FIFA (клуб партнеров ассоциации), оргкомитет, почетные гости, журналисты, волонтеры, представители силовых ведомств, персонал подрядных организаций и др. Например, для размещения спортсменов отель должен обеспечить питание по особому меню, возможность отдельного доступа в здание и многое другое.
"Отказываясь от участия в официальной программе размещения, гостиницы лишают себя возможности предоставлять услуги ключевым клиентским группам, а также рекламы среди коммерческих партнеров, телерадиокомпаний–правообладателей и т. д.", — говорят в "Матч Аккоммодейшн".

Мини–рынок

Но участники российского гостиничного рынка говорят, что чемпионат мира — 2018 несет им больше проблем, чем прибыли. Из–за требований FIFA все отели в принимающих городах должны пройти "звездную оценку", а те, кто проигнорирует требование, должны закрыться. При этом о сотрудничестве с FIFA мини–отели даже не думают. "После опыта партнерства с ПЭФ, когда значительную часть наших номеров организаторы забронировали, но не выкупили, мы в таких мероприятиях стараемся не участвовать. Экономика приема частных гостей привлекательнее", — говорит Сергей Морев, владелец сети отелей–хостелов "Друзья".
Впрочем, несмотря на все минусы, отельеры в один голос отмечают: такие события, как ЧМ–2018 по футболу, благо для города, поскольку в итоге приводят к серьезному развитию городской инфраструктуры и общему росту доходов отрасли.
Решение о сотрудничестве с FIFA мы пока не приняли. Все будет зависеть от предложенных цен и гарантий бронирования. А их озвучат после жеребьевки к ЧМ–2018 в середине лета. Если даты чемпионата совпадут с сезоном белых ночей — это будет проблема, ведь в высокий сезон мест в гостиницах нет. А если еще и с ПМЭФ будет пересечение, рынок ждет коллапс. Для чемпионата нужно 80 тыс. качественных гостиничных номеров. В городе такого фонда нет. Придется экстренно строить отели, которые потом обрушат рынок, как в Сочи. Или вовлекать в оборот все, что есть, включая квартиры.
Юнис Теймурханлы
Совладелец И Генеральный Управляющий Отеля "Гельвеция" news@dp.ru
Я не понимаю, почему вопрос бронирования или выкупа гостиничных номеров отельеры должны решать за 3 года до события. На рынке все так стремительно меняется, что это было бы просто безрассудно. Тем более что структуры, связанные с организаторами крупных мероприятий, обычно предлагают не самые выгодные условия. Так было, например, в Сочи, где Олимпийский комитет бронировал многие гостиницы целиком, а расплачивался с ними по факту заполнения. Причем оно было далеко не стопроцентным. С чемпионатом мира будет так же.
Азат Григорьян
председатель совета директоров ГК "Энергия".