Как нерешенный языковой вопрос может разрушить государство

Автор фото: Дружинин Алексей/ТАСС

Владимир Путин изложил свое видение отношений между языками в многонациональной России. Языковой вопрос является наиважнейшим для государственности. В истории известен случай, когда язык сломал государственность: речь идет о Римской Империи.

Вчера произошло важнейшее событие для будущего Российской Федерации. Ее президент Владимир Путин выступил с докладом на совместном заседании советов по межнациональным отношениям и русскому языку. В докладе он изложил свое видение отношений между языками в многонациональной стране Россия.
Языковой вопрос является наиважнейшим для государственности. Это понимал даже генеральный секретарь Иосиф Сталин, назвавший свой последний труд "Марксизм и языкознание". Путин на эту тему тоже ничего не выдумывал, сказав простые, а следовательно, самые важные вещи.
О происхождении русского языка у ученых до сих пор нет единого представления. Мутна и история славянства. Однако для всех знатоков несомненно — язык и только язык объединяет славян. В истории известен случай, когда язык сломал государственность и разделил сплоченную силой оружия единую историческую общность — римский народ.
В древности новости тоже разносили журналисты, вестники, по–гречески — ангелы. Римляне читали газету Acta diurna ("Ежедневные ведомости"), где сообщались не только правительственные, но новости о казнях, несчастных случаях, военных действиях, похоронах, чудесах, объявления и т. д. Газеты вывешивались и продавались. Их выход на хорошей латыни запретил император Тиберий (это было первое в истории закрытие СМИ). Ко времени правления Тиберия евангелисты отнесли распятие проповедника из римских граждан в угоду провинциальной знати.
К III веку новой эры смешанные браки и огромное количество ввезенных рабов совершенно изменили языковой состав Римской империи на Западе. Сильно изменилась государственная латынь и на Востоке. Трудности перевода порождали непонимание и ссоры.
Вскоре Империя римского народа пала и мир погрузился в Средневековье, которое историки любят называть темным. История бы сложилась иначе, если бы в Риме был Интернет. О его языковой роли на заседании советов с Путиным тоже упоминалось, но меньше, чем об Александре Пушкине.