Как пивовары относятся к заморозке акцизов

Автор фото: Ковалев Петр
Вице-президент по производству региона Восточная Европа Carlsberg Group Юрий Быкориз.

Юрий Быкориз, вице–президент по производству региона Восточная Европа Carlsberg Group и "Балтики", рассказал "ДП" о позиции пивоваров в отношении заморозки акцизов, очередной волне гонений на ПЭТ–тару и двух закрытых заводах "Балтики".

Пиво теперь тоже относится к алкогольной отрасли. Правительством были приняты два решения: по заморозке акцизов и по минимальной розничной цене на водку. Как это повлияло на пивной рынок и ваше отношение к этим законам?

— У пивоваров есть общая позиция по этому поводу. Заморозка акцизов позволит стабилизировать динамику рынка пива, и он не будет настолько сильно падать, как в предыдущие годы. Акцизная политика, которая была с 2009 по 2014 год, и те ограничения продаж, которые мы получили при существенном повышении акцизов, привели к падению рынка более чем на 30% за 5 лет. Акцизы с 2007 года увеличились в 7 раз.
Однако акцизы на пиво заморозили только на один год, притом что на водку заморозили на два. С точки зрения регулирования структуры потребления алкоголя в стране и снижения алкоголизации это нелогично. Как и снижение минимальной разрешенной цены на водку. Доступность крепкого алкоголя ведет к росту алкоголизации населения, соответственно, необходимо увеличить разницу между стоимостью крепкого и слабого алкоголя.

В 2014 году рынок упал на 7%. Какие прогнозы на 2015 год?

— Мы не даем конкретных прогнозов, все зависит от изменений в регулировании отрасли, а также макроэкономических показателей. Для изменения отрицательной динамики отрасли нужно грамотное и предсказуемое регулирование и работа по совершенствованию структуры потребления алкогольных напитков в России. Однако сейчас продолжается обсуждение новых инициатив, которые могут оказать дальнейшее негативное влияние на результаты пивоваренной индустрии, такие как введение ЕГАИС, лицензирования, ограничение объема ПЭТ–упаковки для пива.
Например, в скором времени состоится второе чтение законопроекта об ограничении объема ПЭТ–упаковки. При этом в части форматов пивовары сами себя ограничили и с начала прошлого года перестали разливать продукцию в бутылки емкостью 2,5 л, а пиво крепостью более 6% — в двухлитровые бутылки. При этом мы вели конструктивный диалог с властями и были морально готовы к ограничению ПЭТ–упаковки до 1,5 л. Но если введут ограничение ПЭТ до 0,5 л, то падение рынка будет уже не на 1–2% (как в случае ограничения до 1,5 л), а существенно больше.

А пиво на рынке сейчас есть в ПЭТ–таре объемом 0,5 л?

— Есть, но незначительно, в основном 1,5 л, 2 л и отчасти 2,5 л.
Второе ограничение, которое сейчас обсуждается, — это система ЕГАИС. Мы по–прежнему считаем ЕГАИС избыточной мерой для регулирования отрасли, где, в отличие от крепкого алкоголя, практически нет нелегальной продукции. Но если введение системы неизбежно, то мы надеемся, что хотя бы за этот переходный период удастся решить все технические проблемы. Внедрение системы в текущем виде невозможно. В середине апреля наша компания приняла участие в пилотном тестировании системы ЕГАИС: представители ФС РАР и ФГУП "Центринформ" посетили завод "Балтики" в Петербурге. Комиссия тестировала только один блок системы — отгрузочный, и даже только на этом этапе выявлен ряд проблем. Внедрение ЕГАИС в разгар производственного сезона без решения этих проблем парализовало бы работу пивоваров. Безусловно, нужен длительный период для тестирования и отладки системы, до того как ее внедрение будет обязательно по законодательству.

Какие основные проблемы?

— У нас очень большое производство, а система не отработана в деталях. Нам надо закупить оборудование, установить, обучить людей, и это предполагалось делать с 1 июля, то есть в сезон, когда мы работаем на максимуме мощности.

А что со своей стороны делают пивные компании?

— Ведем диалог. Мы сами инициировали встречу, пригласили представителей РАР. Мы обсуждаем, как это сделать планово и без убытков для отрасли и для государства. Если мы с 1 июля вступим в работу в системе ЕГАИС, то представьте, сколько бюджет потеряет отчислений. Это ни нам не нужно, ни государству. Возможно запустить пилотный проект после сезона. Потом как–то плавно на протяжении нескольких месяцев выйти и работать в этой системе. Пока идет диалог, те проблемы, которые у нас есть и ожидаются, четко доведены до РАР. Но уверенности на 100%, что с 1 июля этого не будет, нет. Поэтому с точки зрения ПЭТ–упаковки и внедрения системы ЕГАИС прогнозировать, что будет с рынком, очень тяжело.

Почему опять поднимается очередная волна против ПЭТ–тары?

— Это только в России есть какая– то антипатия к упаковке ПЭТ…

Но это же не обычные потребители поднимают вопрос опасности ПЭТ–тары… Неужели водочное лобби настолько сильное?

— Объяснение причин возникновения негативных волн объясняется тем, что в скором времени состоится второе чтение законопроекта об ограничении объема ПЭТ–упаковки. Неудивительно, что рассмотрение законопроекта сопровождается мощной информационной кампанией по дискредитации ПЭТ–упаковки и, в частности, ее использованию в пивоваренной индустрии.
Давно доказано, что ПЭТ–упаковка безопасна, экологична, во многом превосходит такие виды упаковки, как алюминиевая и стеклянная. Она легкая, более удобная для транспортировки. Тысячи товаров продаются в пластиковой таре, в том числе соки для детей. Нигде в мире нет запрета на ПЭТ–тару. Инициатива о запрете ПЭТ не в интересах потребителей и государства, а в интересах отдельных групп производителей упаковки и носит дискриминационный характер по отношению к конкретному продукту.
В итоге закон бьет по карману потребителей.
Кроме того, запрет на ПЭТ–упаковку не решает проблемы алкоголизации населения. Вместо точечных запретительных мер необходима грамотная политика государства по коррекции структуры потребления и культуры пития.

В отрасли настолько все плохо, что "Балтике" пришлось закрыть два завода? Что будет с этими площадками?

— Больная тема для меня — закрытие заводов. Когда стоишь, а перед тобой 450 человек сотрудников одного завода, и сообщаешь, что вы теперь без работы, то приятного очень мало. Но когда рынок падает более чем на 30% за последние 5 лет… В последние годы пивоваренная отрасль России испытывала серьезное давление и на данный момент относится к числу самых несбалансированных в мире.
У нашей компании инфраструктура из 10 заводов. Из них два завода мы закрыли. Загрузка 10 заводов в прошлом году была на 50%. Мы видим негативную динамику — с каждым годом идет падение.
С нашей сезонностью (для Восточной Европы) нормальным считается содержать мощности и планировать на уровне 70–75%. "Балтике" дольше всех удавалось сохранять все свои производственные площадки, в то время как за последние годы в России закрылось 10 крупных пивоваренных заводов других игроков рынка. Мы до последнего не закрывали заводы. Сейчас мы имеем загрузку мощностей чуть более 60%.

Что сейчас происходит на закрытых заводах?

— Мы пока не приняли решения о сроках и самом факте продажи заводов. Наша главная цель сейчас в обоих регионах — минимизировать последствия решения о прекращении деятельности заводов для сотрудников.
В Челябинске у нас еще работает логистический склад, с которого мы осуществляем поставку продукции в ключевую розницу (сети, супермаркеты), сохранены рабочие места для 145 сотрудников, которые будут выполнять логистические работы в региональном складе. Пока мы еще несколько месяцев собираемся использовать склад, пока не найдем складские помещения достаточной площади.
И в Красноярске, и в Челябинске остались наши отделы продаж, которые как работали, так и работают. Ряду сотрудников из обоих филиалов компания предложила перевод на работу на другие площадки в пределах России и других стран региона Восточная Европа Carlsberg Group.
Мы находимся в диалоге с местными властями, чтобы обеспечить судьбу наших сотрудников, помочь в трудоустройстве через центры занятости. И дальше уже будем с властями смотреть, как перепрофилировать — возможно, под другие бизнесы, направления, но еще решения нет.

Что можно делать на этих площадках, кроме как пиво?

— Мы не задумывались, что можно делать. У нас есть опыт в Петербурге, площадка, которую мы закрыли несколько лет назад: завод "Вена". Кроме того, чтобы сдавать в аренду наши офисные помещения и склады, ничего пока другого не получается.

Пытались продать?

— Площадку "Вены" — да. Мы этим занимались. Но есть вопросы с генпланом города и с целевым использованием площадки с точки зрения ее назначения. Сейчас у нее промышленное назначение, логично было бы под жилье, но нужно переоформить целевое назначение площадки. Не все так быстро. И с точки зрения инвестиций сейчас не лучшее время для продажи.

А еще есть какие–то объекты недвижимости?

— Нет. Только три.

В ассортименте на чем будете делать акцент?

— Мы детально изучаем тренды рынка, смотрим, что интересно нашим потребителям, и исходя из этого разрабатываем инновации и выводим на рынок. Мы смотрим на спрос и на рост сегментов. Сейчас очень интересны для наших потребителей региональные новинки, более живые сорта. Мы для них это и производим, больше упор на региональные сорта. Например, "Дон", "Челябинское", "Купеческое", "ДВ", "Горьковское" (это наша новинка, очень популярная, очень хорошо развивается). При этом мы стремимся фокусироваться на наших ключевых сортах, которые наиболее популярны у наших покупателей.

А в Петербурге?

— Петербург и Москва сильно отличаются. В Петербурге мы достаточно сильны. Доля рынка составляет около 50%. Если говорить о ценовых сегментах, то по итогам 2014 года можно наблюдать некоторый рост продукции премиального сегмента и снижение продукции дешевого сегмента. В плане упаковки немного снизилась доля продукции в стеклянной бутылке и незначительно увеличилась доля продукции в ПЭТ.

Получается, растет то, что дешевле?

— Не то чтобы растет, просто не так падает, потому что самый падающий ценовой сегмент — это стекло.

Справка

Компания "Балтика"

> Основана в Петербурге в 1990 году, а с 1996 года является № 1 на российском рынке пива. В конце 2006 года "Балтика" объединилась с тремя российскими пивоваренными компаниями — "Вена", "Пикра" и "Ярпиво".
> С апреля 2008 года "Балтика" полностью вошла в Carlsberg Group.> "Балтика" — лидер российского рынка пива с долей около 38% (AC Nielsen 2014) и крупнейший российский экспортер (поставляет около 67% всего экспорта пива). Оборот региона Восточная Европа Carlsberg Group в 2014 году — $2,15 млрд.


Биография

Юрий Быкориз

> Родился 1 октября 1975 годав Киеве.
> В 1999 году окончил Киевский политехнический институт. Профессиональную деятельность начал на должности инженера–химика в Carlsberg Ukraine в 1998 году. С 2003 по 2005 год работал операционным директором в ОАО "Вена".
> С 2006 года — вице–президент по операционной деятельности Carlsberg Ukraine. С 1 апреля 2014 года назначен вице–президентом по производству региона Восточная Европа Carlsberg Group.