"Русал" Олега Дерипаски отложил запуск завода автокомпонентов в Ленобласти

Автор фото: Интерпресс

Кризис нарушил планы компаний по развитию производства автокомпонентов в Петербурге и области. "Русал" отложил запуск завода за $20,6 млн в Волховском районе. Ранее испанская Grupo Antolin отказалась от строительства завода за 30 млн евро под Тосно.

Компания "Русал"  Олега Дерипаски откладывает запуск завода по выпуску автокомпонентов в Волховском районе. Ранее от строительства завода отказалась испанская Grupo Antolin, переносит часть мощностей из Петербурга в Калугу Magna. На Северо–Западе уже прекратила работу региональная Ассоциация производителей автокомпонентов. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение авторынка и говорят, что иностранные инвесторы предпочитают в таких условиях не рисковать.

Вежливый отказ

Совместный проект "Русала" и израильской компании Omen по производству литых автокомпонентов на базе Волховского алюминиевого завода был анонсирован в 2013 году. Объем инвестиций оценивался в $12 млн, но потом вырос до $20,6 млн. Старт предприятия был намечен на начало 2015 года, но с тех пор резко изменилась экономическая ситуация.
В правительстве Ленобласти "ДП" сообщили, что планы инвестора скорректированы в связи с кризисными явлениями в экономике. В "Русале" сообщили, что сейчас идут переговоры с банками по поводу привлечения финансирования и от этого зависят сроки реализации проекта.
Это не первый проект, который пострадал из–за кризиса. В 2013 году производитель компонентов для внутренней отделки салона автомобилей, испанский Grupo Antolin, заявлял, что хочет разместить второй завод в Тосненском районе (первый находится в Уткиной Заводи). Объем инвестиций заявлялся в 30 млн евро. В начале этого года компания отказалась от проекта.
На минувшей неделе стало известно, что канадский производитель Magna переносит производство бамперов с площадки на Ижорских заводах в Петербурге в Калугу. Компания делала поставки на завод Ford во Всеволожске, но производство автомобилей на нем упало в 2014 году по сравнению с 2013–м с 70 тыс. автомобилей до 30 тыс.
С осторожностью присматривается к российскому рынку и японская Unipres, которая анонсировала завод по производству силовых конструкций кузова для Nissan. Впрочем, пока в компании говорят, что планов не меняют. "Условия для создания автокомплектующих производств стали намного комфортнее, но нечеткие перспективы развития рынка сдерживают развитие отрасли", — говорит первый заместитель председателя комитета экономического развития Ленобласти Максим Кисельников.

Своим проще

Стартовавшие до кризиса российские проекты чувствуют себя несколько лучше. В 2014 году Ford–Sollers открыл новое предприятие по производству автокомпонентов — ООО "Форд Соллерс Автокомпоненты". В ноябре на заводе "Орион" в Сертолово (входит в ГК "Мир упаковки") открыта первая очередь по выпуску пластиковых автомобильных деталей, которые будут поставляться для петербургского завода Nissan. Объем инвестиций в первую очередь составил 800 млн рублей. В течение двух следующих лет группа планирует построить еще один цех за 2 млрд рублей.
"Объемы упали, но не настолько, чтобы сворачивать производство или переориентировать бизнес. Более того, мы рассчитываем вырасти за счет расширения ассортимента и новых контрактов, потому как автозаводы работают над локализацией", — говорит коммерческий директор ЗАО "Мир упаковки" Олег Селютин.

Свет в конце тоннеля

В 2014 году объем производства в Петербурге (заводы Toyota, Nissan, Hyundai, GM) упал на 8% по сравнению с 2013–м и составил 361,4 тыс. машин, по данным агентства "Auto–Dealer–СПб". Продажи за тот же период сократились на 6% и составили 191,4 тыс. машин. На этом фоне GM и вовсе объявил об уходе из России.
А теперь и создание кластера автокомпонентов, на который делали ставку власти Ленобласти, оказалось под угрозой. Хотя власти региона прилагали усилия для привлечения профильных инвесторов и даже готовили создание испытательного центра для автозаводов и производителей автокомпонентов с объемом инвестиций $12 млн на основе ГЧП.
Но производители не теряют надежды. Глава Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин отмечает, что в кризис как раз нужно думать о том, что через некоторое время обязательно начнется рост рынка.
"Бизнес–сообщество готовит предложения для правительства РФ по импортозамещению и изменению требований к локализации. Это позволит поддержать производителей в кризисный период", — говорит он.
"Производственные планы сейчас корректируют все заводы, так как заказов становится меньше. Но в последнее время темпы падения рынка замедляются, так что свет в конце тоннеля уже виден", — говорит финансовый директор "МВ Кингисепп" Игорь Жуков.