"Метрика" закрывает половину своих магазинов по всей России

Автор фото: Беликов Валентин

Пионер петербургского рынкa DIY — сеть "Метрика" поплатилась за слишком быстрый рост. Ретейлер закрывает половину своих магазинов по всей России, а поставщики заваливают его исками.

Первыми о серьезных трудностях у оператора торговой сети "Метрика" ООО "Стройбаза Рыбинская маркет" ("СБР–маркет") "ДП" рассказали поставщики сети. По их версии, у ретейлера сильно просели продажи в 2014 году, из–за чего накопились долги: в суд поступили иски на сумму более 500 млн рублей. В апреле 2015 года "Метрика" получила два иска о банкротстве, которые, впрочем, были отозваны в связи с погашением долгов. В марте–апреле 2015 года были урегулированы еще 15 исков на 58 млн рублей: истцы либо забрали заявления, либо заключили мировое. Но, даже примирившись в суде, поставщики не спешат возобновлять отгрузки. Из–за нарастающего с осени 2014 года товарного дефицита и роста долговой нагрузки сеть вынуждена закрыть часть магазинов и распределять товар по остающимся.
На ноябрь 2014 года сеть насчитывала 112 магазинов, сегодня число торговых объектов сократилось до 68. По количеству объектов сеть сократилась почти вдвое, но по выручке — всего на 20%, заявляют в "Метрике".

ООО "СБР–маркет" входит в "Корпорацию СБР" Евгения Лебедева, который начал торговать стройматериалами еще в 1995 году. Первый DIY–магазин "Метрика" он открыл в 2001 году, первый гипермаркет — в 2005 году. В 2009 году корпорация начала экспансию в регионы и стала самой быстрорастущей сетью в стране. К концу 2014 года она насчитывала уже 112 гипермаркетов. По данным "INFOLine–Аналитика", выручка сети с 2011 по 2014 год выросла с 7,4 млрд до 14,6 млрд рублей (без учета НДС).
По данным сайта арбитражного суда, просроченные долги "СБР–маркет" имел и раньше. Но, судя по всему, в 2015 году проблемы компании обострились: если за 2014 год в суд поступило 52 иска на 250 млн рублей, то за 4 месяца 2015 года — уже 61 иск на 360 млн рублей.
Крупнейший иск — на 118 млн рублей — подала в начале мая 2015 года компания "Стройтехника" (поставщик электроинструментов). Владелец компании Андрей Власов воздержался от комментариев.
"Мы работали с ними 7 лет, долги они начали накапливать в последние 2 года, — говорит генеральный директор ООО "Инсварком" (поставщик сварочного оборудования из Ленобласти "Сварог") Петр Крайчук. — В ноябре 2014 года, когда накопилось уже более 8 млн рублей, мы решили остановить отгрузку товара до полного погашения. С тех пор судимся, и пока ни денег, ни товара не видели". "Мы работали с "Метрикой" 15 лет, и долги у нее были всегда, но такого провала, как в 2014 году, ни разу еще не было, — говорит гендиректор ООО "ПКП Ресурс" Юрий Сухарев (поставщик пленок, сеток и стройматериалов). — Нам они должны около 20 млн рублей. Но хотели нас сохранить как поставщика, поэтому пошли на мировое соглашение. По нему платежи идут, хотя и с задержками. Остается еще около 7 млн рублей долга. Но возобновлять поставки мы не планируем: рисковать не хочется".
Один из поставщиков пожаловался, что "Метрика" якобы не предупреждает партнеров о закрытии магазинов. Рассказывают про инцидент, когда при закрытии одного из объектов поставщик, с которым не рассчитались за поставленный товар, блокировал своей фурой его вывоз.
В "Метрике" опровергают эту информацию, уверяя, что процедура закрытия магазина занимает от 30 до 45 дней, и поставщикам заранее предлагается забрать товар либо поучаствовать в распродаже. "Часть товара идет через единый распределительный центр компании. Поставщикам такой вариант вывоза удобнее, учитывая разную удаленность магазинов", — поясняют в "Метрике".
"Наши попытки забрать товар со склада не увенчались успехом, — рассказывает один из поставщиков. — Оказалось, что товар уже принадлежит не "СБР–маркет", а ООО "Метросфера". И многим поставщикам предлагается отгружать напрямую на эту компанию".
О предложениях заключить прямые контракты с "Метросферой" сообщили сразу несколько поставщиков. "Буквально в апреле они хвастались, что Сбербанк открыл им кредитную линию на 700 млн рублей, и "Метросфера" теперь платежеспособна", — говорит один из поставщиков. В Сбербанке подтвердили открытие кредитной линии "на одну из компаний, входящих в сеть "Метрика".

Быстропадающая

Общий объем кредиторской задолженности в "Метрике" не сообщают. Аналитики тоже затруднились оценить общий размер долга сети. "Долговая нагрузка у "Метрики" высокая, но точных данных никто не знает", — говорит генеральный директор "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров.
По словам Юрия Сухарева, его компания проводила дью–дилидженс "Метрики", который показал, что к концу 2014 года общая кредиторская задолженность перед поставщиками составляла около 3,5 млрд рублей. Эксперт отмечает, что со второго полугодия 2014 года финансовые трудности "Метрики" стали нарастать.
В период бурного роста рынка в 2011–2013 годах "Метрика" очень активно наращивала сеть и теперь пожинает плоды агрессивной политики, считают эксперты.
Михаил Бурмистров указывает на то, что многие игроки, например "Максидом", "Старт", в конце 2014 года с большим дисконтом погашали собственные долги перед поставщиками и значительно улучшили финансовое положение, в то время как у "Метрики" рост долгов перед поставщиками наложился на проблемы с банками, вызванные кризисом. Проблема заключается в том, что компания отвлекала слишком большие средства на строительство новых и новых объектов, полагает Михаил Бурмистров.
Например, в 2014 году ВТБ предоставил ООО "Стройбаза "Рыбинская" (входит в состав ООО "Корпорация СБР") кредит в размере 500 млн рублей для строительства гипермаркета и делового центра на Уткином пр. (станция метро "Ладожская"). Комплекс включает в себя 10–этажный бизнес–центр класса B+ и гипермаркет "Метрика". В условиях кризиса заполняемость бизнес–центров снизилась, и объект оказался не в состоянии генерировать доход, необходимый для обслуживания и погашения кредитов, привлеченных на его строительство, говорит эксперт.
В итоге с конца 2014 года в компании задумались об оптимизации сети, и на сегодня сеть насчитывает 68 объектов вместо 112 годом ранее. При этом доля магазинов, находящихся в собственности компании, превышает 60% всей площади магазинов, заверяют в "Метрике".
"Также ведется анализ эффективности работы магазинов малого формата в Северо–Западном регионе", — уточнили в компании. С закрытых магазинов товары свозятся на склад, после чего распределяются по оставшимся точкам. В условиях, когда поставщики прекратили отгружать товар, это позволяет заполнять полки.
"Сегодня всем на рынке тяжело, продажи у многих упали на 40%. Но мы договариваемся практически со всеми поставщиками, и многие идут навстречу по реструктуризации долгов", — отметили в "Метрике".
Конкурирующие строительные DIY–сети в Петербурге отмечают рост обращений к ним бывших работников "Метрики" с целью трудоустройства. А по свидетельствам самих уволившихся сотрудников, зарплаты в сети сокращаются на 20–30%.
По оценке Михаила Бурмистрова, если в 2014 году емкость рынка DIY Петербурга выросла примерно на 13% в связи с ростом объема ввода жилья и превысила 100 млрд рублей, то в 2015 году темпы роста рынка не превысят 5%.
На рынке строительных материалов идет перераспределение долей: есть несколько сильных игроков, показывающих рост, в то же время у большинства продажи падают или стагнируют. Сравнивая сегмент физлиц и профессионалов, можно отметить, что В2В–продажи упали больше. Это связано с кризисом в сфере коммерческой недвижимости (офисы и складская недвижимость). Соответственно, отделочные товарные группы демонстрируют лучшую динамику, чем общестроительные. У нас в первые 4 месяца прирост составил более 20%.
Евгений Мовчан
генеральный директор СТД "Петрович"
В секторе товаров для дома, ремонта и строительства в первые 4 месяца 2015 года произошло резкое снижение объемов продаж в количественном выражении: уменьшилось количество покупателей, пробитых чеков и проданных товаров в штуках. Сокращение продаж обусловлено снижением покупательной способности населения, числа и объемов ипотечных программ банков и ростом цен на товары, особенно импортные. Однако это снижение объемов продаж (в количестве) было частично компенсировано инфляционным ростом цен.
Мария Евневич
член совета директоров сети "Максидом"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.