Комитет по госзаказу провел конкурсы на 137 млрд рублей

Автор фото: Ковалев Петр
Председатель Комитета по государственному заказу Дмитрий Сачков

Смольный распределил 65% от 200 млрд рублей госзакупок, запланированных на 2015 год. Почти 20% денег ушли из Петербурга. Чиновники и эксперты констатируют: импортозамещение происходит не так быстро, как хотелось бы.

Комитет по госзаказу провел 140 тыс. закупок на 137 млрд рублей, что составляет 65% госзаказа, запланированного на 2015 год (200 млрд рублей), сообщил сегодня Дмитрий Сачков, председатель комитета по госзаказу.
При этом контракты на 112 млрд рублей заключили с петербургскими компаниями. Остальные деньги, почти 20% от распределенной суммы, ушли из Петербурга. Около 60% контрактов, заключенных с петербургскими поставщиками, пришлись на долю всего трех комитетов Смольного: по строительству, по здравоохранению и по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Речь здесь идет в основном о закупках услуг, таких как строительные работы, например. Данный вид закупок регулируется 44-ФЗ, сравнительно новым законом, вступившим в силу пару лет назад.
Закупками товаров занимаются в основном унитарные предприятия (ГУПы) и акционерные общества с государственным участием. Такие закупки регулируются другим законом - 223-ФЗ. Специфика этого госзаказа в том, что деньги на закупку направляются не напрямую из бюджета, а через бухгалтерию предприятия. Статистику того, насколько успешно идет импортозамещение в этой отрасли, чиновники не огласили. Но Дмитрий Сачков недвусмысленно намекнул, что дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы.
"Мы подготовили положение, которое предполагает соблюдение в 223-ФЗ статьи 14 из 44-ФЗ. По ней, в случае если имеется продукция на территории РФ, то в первую очередь нужно закупать ее. И имеется в виду не только закупка у поставщика, но и производитель продукции", - отметил Дмитрий Сачков.
К слову, в Госдуме сейчас рассматривается еще более радикальный "импортозамещающий" закон. Если он будет принят, закупки у офшорных компаний окажутся вне закона и, кроме того, заказчикам придется уделять серьезное внимание производителю продукции.
"Нужно разработать систему определения - российский это производитель или сборка. Систему, которая позволит разделять производителя и поставщика", - отметил Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям. Действительно, на сегодня главным остается вопрос: по какой методике определять страну происхождения товара? Порой закупка выглядит как российская, поскольку заказчик перечисляет деньги поставщику - российской компании. Но на самом деле товар (например, лифты, вагоны метро и тому подобное) более чем наполовину собран из импортных деталей.
Потенциал пополнения петербургского бюджета в результате успешного импортозамещения Максим Мейксин оценивает в 200 млрд рублей.
Пока что Смольный взялся за импортозамещение в самых крупных предприятиях с госучастием, таких как "Водоканал" или "Петербургский метрополитен". Так, "Водоканал" по требованию Смольного сократил долю импорта в своих закупках с 30% в 2014 году до 5% в 2015 году. "Например, изначально запланированный объем импортных закупок при строительстве Главной водопроводной станции за 4,3 млрд рублей составлял 82%, но был сокращен во много раз", - сообщила заместитель председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Ольга Колесникова.
Из бюджета Петербурга, который составляет около 400 млрд рублей, половина отведена на фонд оплаты труда, но его расходование нельзя назвать совершенно эффективным, отметил председатель комитета по труду и занятости Петербурга Дмитрий Чернейко. Он также признал, что предприятия, такие крупные, как, например, ГУП "ТЭК", не очень охотно идут на взаимодействие с комитетом в плане перехода от иностранной рабочей силы к российской.